На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

Дети: до и после симптома. История третья.

От автора: Третья статья из серии о том, как понимать проблемное поведение детей.

Дети: до и после симптома. История третья.

Дети до и после симптома История третья

     Девочка восьми лет один раз в несколько дней превращается в «ляльку»: резко «глупеет», начинает лепетать, сосет палец, ползает по полу.

     В чем дело? Зачастую дети начинают так вести себя, когда в семье рождается братик или сестренка. Это их способ конкурировать за внимание родителей, так они проявляют свою тревогу по поводу: «А любят ли меня по-прежнему?» Но в данном случае, ни братика, ни сестренки нет. К сожалению, и папа отсутствует.

     Посмотрим, что происходит в этой семье в перерывах между регрессами девочки в совсем детское состояние. Мама приходит с работы, девочка уже дома. Она греет ужин, ставит на стол тарелки, кормит маму и наливает маме чай. После ужина мама грустит, иногда плачет по поводу своей трудной жизни («Совсем не о таком мечталось»). А дочка утешает маму, как умеет. «Мамочка, не плачь», - говорит она. Гладит маму по голове, старается как-то приобнять, садится рядом и кладет голову маме на колени. Девочка сама делает уроки и рассказывает маме о своих достойных отметках.

     Так проходит несколько дней. В очередной вечер мама приходит с работы, а девочка «лепечет» и ползает по квартире. Мама греет себе ужин сама и сама наливает себе чай. Маме некогда грустить, она чувствует тревогу и беспокойство, ее мозг занят поиском ответов на вопросы: «Что происходит с дочкой? И что с этим делать?» Теперь уже мама заговаривает с дочкой, отвлекает, требует прекратить и вести себя нормально, иногда кричит на девочку и трясет ее, иногда что-то обещает. Теперь мама добивается, чтобы дочь пришла на кухню и поужинала нормально. Мама беспокоится по поводу не сделанных сегодня уроков, интересуется ими. Мама делает уроки с девочкой. Мама укладывает девочку спать.

     Несколько дней мама проявляет активную заботу о дочери, а потом вновь начинает возвращаться к своему пассивно-усталому состоянию. И вновь девочка начинает заботиться о маме. Так проходит несколько дней, и… мама приходит с работы, а девочка ползает по квартире и лепечет.

     Маме слишком тяжела роль взрослого человека, слишком тяжела ответственность за себя и за дочь. Мама «не справляется». И дочка вынуждена раньше времени взрослеть, вынуждена меняться с мамой ролями, вынуждена ее поддерживать. Ребенку это просто не под силу, даже самому любящему ребенку на свете. И «лялечное» поведение здесь всего лишь найденный ребенком способ вернуть правильное положение вещей в семье. «Мама, это же я тут маленькая, а ты большая. Это ты должна обо мне заботиться и поддерживать меня», - сказала бы девочка, если бы могла осмыслить происходящее. Но она, в силу возраста, происходящее просто переживает. И интуитивно находит то решение, которое может. Оно срабатывает, но ненадолго.

     Что же делать? Маме. Понять поведение ребенка. Осознать свое собственное состояние, степень своей потребности в поддержке. И начать искать поддержку в окружающем мире, не используя дочку в качестве опоры. Искать поддержку у близких и родных, у друзей, искать и находить профессиональную помощь. Другими словами, взять ответственность за нормализацию своего состояния на себя.

Картина дня

наверх