(Начало:1, 2) Итак, Фридрих Ницше выделяет следующие этапы нигилизма:
1. Злопамятство: поиск виноватого, перекладывание вины на другого – «это все из-за тебя, ты во всем виноват»;
2. Нечистая совесть: комплекс вины – это все из-за меня, я во всем виноват;
3. Аскетика: уход от мира, отрицание жизни, суд над нею с позиции ценностей, стоящих, якобы, выше земной жизни, потому что тяжелее всего аскету нести земную жизнь, полную страстей и непредсказуемости;
4. Смерть Бога:
одна из самых значительных идей Ницше, которой он обозначает смену одних ценностей
– другими, Божественных, характерных для первых трех этапов (иудаизма и христианства),– человеческими: моралью, пользой, прогрессом; здесь человек встает на место Бога, но нигилизм никуда не исчезает; людей, желающих занять место Бога, Ницше называет «высшими», мнящими, что они могут теперь диктовать другим, что хорошо и что плохо, они пытаются как бы сменить «Нет» на «Да», но все равно у них звучит одно - «Нет» жизни;
5. Последний человек: драма продолжается, только разыгрывается она уже не вовне, а внутри бессознательного, уверяющего человека, что он может обойтись без Бога, без морали, что все – только суета: лучше оставаться в бездействии;
6. Человек, стремящийся к гибели: он утверждает, что хочет изменений, жаждет преображения, а не только уничтожения старого мира и его ценностей; он стремится к обновлению и становлению, и в этом становлении утверждать себя и жизнь.
metelica-online.ru | Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.
| |
Преобразование или, более привычное моему уху, «Преображение» - последний, третий, акт величественной человеческой трагедии, которую разворачивает перед читателем Фридрих Ницше. В этом акте две противоборствующие силы, реактивная и активная, меняются местами и в этой смене утверждение становится ведущим, а отрицание – лишь его сопровождение в виде грома критики, следующего за молнией, олицетворяющей любой акт творения.
Преобразование утверждает наступление переворота между отрицанием и утверждением. Мрачные чувства - тоска, тревога, страх, спутники нигилизма и чувства вины, сменяются радостью творчества, которая становится ведущей.
Героем и воплощением утверждения у Ницше является Заратустра, но он только пророк и предтеча творца, только жених того, у кого не достоин развязать ремни обуви его - у неистового Диониса.«Тогда опять сказала она (тишина –Т.Г.) мне беззвучно: "Ты не хочешь, Заратустра? Правда ли это? Не прячься в своем упорстве!" -- И я плакал и дрожал, как ребенок, и наконец сказал: "Ах, я хотел бы, но разве могу я! Избавь меня! Это свыше моих сил!"
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Что тебе за дело, что случится с тобой, Заратустра? Скажи свое слово и разбейся!"-- И я отвечал: "Ах, разве это мое слово? Кто я такой? Я жду более достойного; я не достоин даже разбиться о него". Читать далее