(Начало здесь и здесь) Академию Художеств Константин Сомов полностью не закончил, но из всех участников кружка «Мир искусства» он был единственным, кого не причислишь к числу дилетантов:
он был художником с хорошей академической подготовкой. В 1897 году Константин Сомов уезжает доучиваться в Париж и возвращается в Россию через два года – в 1899 году.
Начинается самый плодотворный период его творчества, который продолжается вплоть до отъезда за границу в 1923 году. Его талант только расцветал и набирал силу.
Он выработал для себя строгие правила работы, которым всегда следовал: неторопливость, кропотливость, обстоятельность, безупречность исполнения, выразительность и блеск мастерства.
У него появились свои технические секреты, например, чтобы акварели излучали особое матовое свечение, он «купал» их в теплой воде с мылом особым способом. Лучшей работой этого периода, да, пожалуй, и всего творчества художника, является картина «Дама в голубом». Он пишет ее с перерывами из-за болезни Елизаветы Михайловны Мартыновой, которая ему позировала, почти четыре года – с 1897 по 1900 год.
История отношений Сомова и Мартыновой известна: она любила его, он тоже был к ней неравнодушен, что с ним в отношениях с женщинами случалось редко. Были они знакомы еще со времен учебы в Академии. Впечатлительная, мечтательная девушка и начинающая художница была смертельно больна туберкулёзом легких.
metelica-online.ru | Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.
| |
Но ее интеллектуальный, тонкий, почти воздушный образ стал для художника воплощением Вечной женственности, которую он чувствовал и в себе. Не будет преувеличением сказать, что художник, по сути, писал себя в женском облике, что многое объясняет и в самой картине.
К.А.Сомов. Дама в голубом
Елизавета Михайловна одета в платье XVIII века с открытыми плечами и помещается в декорации того времени - сад, водоем, статуи вдоль садовой аллеи, томный летний вечер... Вдали за водоемом чуть различима парочка в нарядах того же времени: мужчина играет на флейте, а женщина млеет, с вниманием слушая своего визави.
Но листва деревьев, на фоне которой стоит дама, выглядит как на выцветшем гобелене – тусклая и стертая. На нее словно падает тень от страдающей женщины, изображенной на картине. Взгляд дамы, полный грусти, боли, печали и почти отчаяния, нездоровый румянец и тени под глазами, болезненное выражение губ говорят, что она балансирует между двумя мирами: жизнью и смертью, миром реальным, где жизнь – всего лишь маска небытия, и миром инобытия.
Эта философия жизни самого художника передана цветовой гаммой, больше характерной для иконографии, чем для светской живописи. Голубой цвет с разными его оттенками (от бледно-голубого до ярко-синего) появляется в портрете не случайно. В иконографии он означает мистическую тайну бытия и в этом цвете писались иконы мистиков.
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.***
Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.(Бараташвили, в переводе Б. Пастернака. Отрывок)
Синий цвет - это цвет небесный, цвет голубой мечты, потустороннего мира, недостижимого и несбыточного. Белый цвет – цвет чистоты, святости и преображения. В него облекаются только чистые души. Такой он увидел Елизавету Михайловну. Читать далее