Другие статьи здесь: http://ican.ucoz.ru/publ/
В силу своей профессии я нередко встречаюсь с хорошими людьми, оказавшимися в не очень хорошей ситуации. Проблемы, с которыми приходят люди, бывают разными: конфликты с близкими, неумение отстоять свои права на рабочем месте, сомнения в правильности выбранного пути, «блуждающее нездоровье»( когда вслед за вылеченным заболеванием в одной системе организма, обнаруживаются осложнения в функционировании других органов) Однако во всех этих обращениях есть общая особенность: люди находятся в противоречии. В противоречии с самими собой. Проще всего это можно выразить так: «Я чувствую, что это не правильно, но ведь надо поступать именно так?..» Или наоборот: «Я знаю, что надо делать то-то и то-то, но все во мне сопротивляется этому…» В процессе нашей совместной работы выясняется два очень важных момента: 1.Люди не знают на самом деле, чего хотят. 2.Люди оценивают как ужасное или, наоборот, прекрасное что-то, не имея к этому никаких объективных причин, просто руководствуясь некогда усвоенными стереотипами и нормами. Помните, было время, когда детей не рекомендовали брать на руки, а уж тем более петь им колыбельные песни? Оставим за кадром плоды такого воспитания, просто признаем, что в наши дни норма изменилась на противоположную: ученые доказали, что малыши недополучившие внимания и прикосновений от взрослого, ухаживающего за ним, вырастают с большими проблемами. Гораздо более физиологично и психологически комфортно ребенку находится рядом с мамой (или человеком, заменяющим ее постоянно) А теперь сравните эмоциональное состояние мамы, которая следовала умозрительным рекомендациям «специалистов», разрушающих природную связь мамы и ребенка с самочувствием человека, которому «дали добро» просто любить своего малыша. Не смотря на то, что такая формулировка – «дали добро» - звучит несколько абсурдно, тем не менее, реальность такова, что для душевного равновесия мы должны примирить наши мысли и чувства. Если ум и сердце конфликтуют – проблемы неизбежны. Потому что человек – одновременно и думающее, и чувствующее существо!.. А так как в нашей жизни масса извне навязанных «норм» получается, что они каким-то образом должны совпадать с нашими подлинными жизненными потребностями, иначе люди попадают в поле внутренней «гражданской войны» В итоге сначала жизнь человека разрушается снаружи (осложняется взаимопонимание с окружающими людьми, возникают проблемные ситуации, рушатся устойчивые социальные связи) а потом человек начинает разрушаться изнутри: организм дает сбои то в одной, то в другой области, сил становится все меньше, пока , наконец, ооочень серьезная болезнь не заставит заглянуть внутрь себя и понять: что же там «не так»?.. И тут оказывается, что Вы родились, например, «рыбкой», а Вас с детства убедили, что достойны уважения только «белки», и все усилия Вашей жизни пошли на то, что бы научиться добывать и разгрызать орехи, вместо того, что бы изучить течения Жизни и плавать вместе с ним… Дело совсем не в том, что предпочтительнее – плавать, или карабкаться по деревьям. Дело в другом: если у Вас от природы «плавники», то плавать Вам сподручнее. А самое главное – не зря же Природа наделила Вас этими самыми плавниками?! В детстве ребенок не имеет навязанного взрослыми определения того, какой он. Ребенок живет исходя из внутренних побуждений: подвижный ребенок носится как угорелый, задумчивый – сидит в уголочке; чувствительный –не может сдержать слез, даже если болезненная ситуация не касается его самого, а ребенок «деятель» даже не заметит, что растоптал песочный домик соседа –так он занят постройкой своей крепости. НО вот взрослые начинают «усреднять» детей, причем , чаще всего –осуждая и обвиняя неудобные ДЛЯ СЕБЯ - для взрослых –качества и особенности малыша. Так подвижного ребенка называют невыносимым, и он получает на всю жизнь урок: что бы получить одобрение окружающих, надо сковать себя. Задумчивого - называют ленивым, и тот старается перестать витать в облаках – то есть разучивается своей природной созерцательности; Чувствительный ребенок, эмоциональный отклик которого оказывается неуместным для окружающих, приобретает способность смеяться над своими чувствами ( Подумаешь –плакса какая!..), стремится выглядеть грубым и нередко преуспевает в этом. А «деятеля» либо обвиняют в эгоизме, и он учится постоянно оглядываться на других, теряя свою способность добиваться цели, либо учат принять как факт неизбежность пути «по головам», для того, что бы преуспеть!.. В итоге люди взрослеют, похоронив в глубине себя неприязнь к базовым своим качествам, не просто лишаясь, таким образом, возможности опираться на них, но и отвлекая массу душевных сил на подавление своей собственной натуры. Вместо того, что бы овладеть ею и использовать в созидательных целях. |