Захотелось немного поговорить на общую тему. Но надеюсь на то, что эти рассуждения будут иметь практическую направленность.
Есть такое слово «эбаутизм».
Это слово происходит от английского about, повествовательность — способ избегания сознавания посредством разговоров «о чем-то». «Мы говорим и говорим о чем-то и ничего не происходит.
Эбаутизм – это говорить с кем-то или с самим собой о том, что не имеет непосредственного отношения ни к происходящему вокруг нас, ни к тому, что в нас самих. По сути это искусственный разговор, цель которого увести самого себя или собеседника от реальности.
Странная цель? Да нет. Как всегда поначалу это оправданно. Искусственные роли и соответственно слова неизбежны и необходимы в социуме.
Встретили вы соседа, которого терпеть не можете, а он вас также не любит, но поздоровались и даже о погоде поговорили. Эбаутизм? Да. Но конфликт на ровном месте тоже не нужен? Подобный разговор как раз то, что Перлз называл «куриное дерьмо».
Но беда в том, что большинство людей большую часть жизни заполняют подобными разговорами «о том и о сём», вместо того, чтобы реально жить, то есть сознавать себя во взаимодействии с этим миром.
Говорить можно о чём угодно, но только не о том, что на самом деле нас занимает и волнует, что актуально, волнует здесь и сейчас.
Зачем мы говорим с собой или кем-то о прошлом и будущем, вместо того, чтобы слова были обращены к «здесь и сейчас»? А так значительно проще и легче. Абсолютно не надо ничего решать. Можно оправдать себя прошлым или выдумывать будущее.
В настоящем лучше вообще без лишних слов, а если и говорить, то конкретно.
Есть три вопроса, которые необходимо связать воедино:
1. Что я чувствую сейчас?
2. Что я хочу сейчас?
3. Что я для этого могу сделать сейчас?
metelica-online.ru | Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.
| |
Например: Сейчас я сижу за компьютером и печатаю эти строки. Что я чувствую сейчас? В пояснице неприятное напряжение. Что я хочу сейчас? Сесть удобно и расслабить поясницу. Что я для этого могу сделать сейчас? Сесть удобно. Выбрал другую позу. Не помогает. Встану и покручу тазом. Сделал. Уже лучше.
Это, конечно, простейший пример. Но реальный.
И не случайно я заговорил именно о теле. Не чувствовать своего тела – не быть с собой в «здесь и сейчас». Поэтому упражнения на обострения ощущения тела жизненно необходимы в первую очередь. Далее, не прекращая предыдущие упражнения, развитие сознавания речи, слушать и слышать себя, особенно эмоциональные нюансы своего говорения. И, в конце концов, учиться молчать. Но это уже в идеальном варианте.
Когда учишься сознавать своё тело, то поначалу выглядит всё очень простым и лёгким. Затем раскрывается масса нюансов и немало трудностей в виде сопротивлений и зажимов.
Если мы достигнем прогресса в обострении ощущений тела, то и сразу обратим внимание на то, что изменилась наша речь. Речь стала более выразительной и реалистичной. Восприятие реального существования своего тела уже помешает нереальным разговорам.
А дальше слушайте себя. Спокойно и внимательно, но расслабленно и как бы аморфно.
Слежку за собой ни в коем случае устраивать нельзя. Вы не надсмотрщик над собой, не подопытный кролик. Никакой волевой устремлённости не нужно. Только добровольно и естественно.
Вы обращали внимание на то, как кто-нибудь по десятому разу рассказывает какую-нибудь историю? А на то, как быстро мы налепливаем ярлыки и метки на события, не вникая в подробности? Воспоминания тоже разные бывают. Одно дело вспомнить то, что забыл. То есть, по сути, возродить, казалось бы, уже несуществующее, вернуть его к жизни. Совсем другое, когда в двадцатый раз вспоминают «поучительный» случай из прошлого. Этот случай не учит ничему новому, а старое мы и так знаем. Второй раз фильм смотреть не так интересно, как в первый раз?
Реальная жизнь всегда творчество, обнаружение нового, а не следования правилам и инструкциям. Вести «эбаутические» разговоры — менять свою реальную жизнь на выдумку.
Привыкли говорить? Говорите о том, что вас волнует только в разрезе «здесь и сейчас».
Слушайте себя. Вы заговорили о прошлом, о будущем, о чём-то вообще?
Верните себя в настоящее с помощью трёх вопросов:
1. Что я чувствую сейчас?
2. Что я хочу сейчас?
3. Что я для этого могу сделать сейчас?
А чтобы эти три вопроса действительно помогали, необходимо развивать в себе чувствительность. Чувствительность к телу, к речи, к визуализации, ко всем сторонам своего я.
Тогда находясь здесь и сейчас, мы действительно будем здесь и сейчас.
Или, во всяком случае, без эбаутизма, который нас никуда не ведёт.