На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

Гештальт. Что такое и зачем

Гештальт Что такое и зачем«А что-такое Гештальт?» Логичный вопрос гештальт-терапевту. Вроде бы простой, но оказался сложным, чтобы просто на пальцах объяснить. Направление психологии… Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — самостоятельное и авторитетное направление в практической психологии, синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии.

Ну да, ага, все понятно…. Заниматься гештальт-терапией интересно, а вот говорить о ней не так-то просто: целостность, чувства, здесь и сейчас… Перечитала кучу статей, книг, поговорила с коллегами. Путь к ответу рассказала клиентка.

— Зачем тебе терапия? Ну ходишь же?

Она испуганно посмотрела на меня, а чуть позже сказала:
— Я себя здесь чувствую! Чувствую — прям здесь и сейчас.  Обычно, я все время где-то в другом месте как будто: на работе вокруг задач каких-то, потом дом, заботы, дети. В метро я иногда читаю книгу, и вся в книге, за рулем если, то вообще вся в дороге. Это все не про меня. А тут я обнаружила, что я дышу! Наверное, бредово звучит, но правда, я вот почувствовала, что дышу и как движется воздух в теле.

Лена почти плакала. Пришла она со сложностями в отношениях с родственниками и неопределенностями в карьере. Потихоньку обнаружила, что так сконцентрирована на окружающем мире, такая эмоциональная нагрузка для неё не выносима, про себя она не помнит и, к своему сожалению, не знает, что она может вообще хотеть.  Обнаружила через «чувствую воздух в теле». Эмоциональную нагрузку Лена изливала на окружение в виде раздражения.

В основе гештальт-терапии лежит принцип целостности:  разума, тела, окружающей социальной среды.

«Что это значит?»- спросите вы. Пока мы маленькие мы осваиваем мир наиболее простым способом, данным природой – чувственным: улыбаемся цветочку, рычим и топаем ногами в гневе и не стесняемся пробовать новое и ошибаться.  Дальше мы получаем образование и обучаемся общаться с социальной средой – с другими людьми, с группами людей,  учитываем общественные ценности.

Живем мы в век, когда система образования во всех странах ориентирована на индустриализацию. Профессор Кен Робинсон в своей лекции на TED’s замечательно это описал: «как только мы подрастаем, образование начинается с талии и чем дальше, тем больше фокусируемся на голове, в особенности на левом полушарии. В конце концов, мы полностью живем внутри своей головы, фактически бестелесно, превращая тело транспорт для головы.  Теперь намного чаще детям стали ставить диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности – и лечат медикаментами. Таблетки отключают чувства…. Образование для индустриализации дети получают под наркозом».  Мы научаемся подавлять чувства и чувственный интерес. «Если чувствовать будешь, общество этим погубишь» — написал Эрик Фромм

Восприятию социальной среды и взаимодействию с ней обучает семья и та же школа: мальчики не плачут, злиться нельзя- девочки себя так не ведут, что подумают другие, ошибаться плохо. На порицании ошибок построена вся корпоративная среда и большая часть дальнейшей жизни.  В результате получается, что мышление, тело и восприятие социума – искусственно расчленённые вещи, а мы пытаемся общаться с миром через хорошо усвоенный с детства опыт «ты головой сначала думай». Только часто выходит, что с точки зрения «головы» все логично и отлично, но мы испытываем снижение энергии и потерю интереса. Частенько, нашим спутником становится состояние тревоги. «Хроническое напряжение низкой интенсивности – мне ни хорошо, ни плохо, мне никак» — так описывал это состояние основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз.

Помочь человеку найти утраченный интерес и энергию через контакт с терапевтом – именно этим и занимается гештальт-терапевт, на понятном для клиента языке.

Мы постоянно находимся в контакте с окружающими нас людьми. И именно от качества этого контакта, от возможности получить во взаимодействии с людьми то, что хочется получить и отдавать то, что возможно отдавать  и  зависит  удовлетворенность жизнью и собой.

Человек приходит к терапевту со всеми теми способами контакта с окружением, которые у него есть. Точно так же он взаимодействует и с терапевтом. В длительной терапии он обязательно создаст   с терапевтом ту же самую сложность, с которой пришел.  Каждый раз, когда я встречаюсь с клиентом, я смотрю как он сел, удобно ли расположился в кресле или сжался, как сложил руки, как дышит, что происходит с ним, как он разворачивает контакт со мной, и что происходит со мной в контакте с ним. Именно концентрация на этом моменте взаимодействия в «здесь и сейчас» и анализ того, что происходит между нами и приводит нас к пониманию трудностей клиента.

Наташа пришла в этот день явно сильно расстроенной.

Н: — У меня опять было неудачное свидание – выпалила она, резко садясь в кресло.
Я: — Что значит неудачное?
Н: — Ерунда какая-то. Разговоры ни про что.
Я: — И правда, грустно звучит.

 

 

 

 
metelica-online.ru  

Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

 

 
 
 

 

 

 

Наташа выглядела расстроенной и беспомощной. Она  смотрела на меня ожидающим помощи или оценки взглядом,  а  ощущала растерянность – наверное, такую же растерянность, как испытывают люди на свидании.  Я  схватила себя на ощущении, что Наташа в этот момент была больше похожа на маленького ребенка. И только я, было, собралась задать ей вопрос, Наташа вдруг резко изменилась – собралась в кресле, вытянулась в струну, наклонилась вперед и с металлом в голосе спросила:

Н: — Почему ты молчишь?

Такая резкая перемена меня удивила, заинтересовала и немного испугала. И я опять не успела раскрыть рот, чтобы хоть что-то сказать.

Н: — Я ненавижу, когда молчат!  Это ужасно!  Меня как будто наказывают!
Я: -Кто тебя наказывает?
Н: -Отец… Он всегда молчал, что бы я ни делала. Это ужасное жуткое  молчание! Я не знала, что сделать и что сказать, чтобы ему угодить.
Я: -Но сейчас тут папы нет, тут только я. Замечаешь? Я точно и не представляла ничего о наказании, а скорее испытывала сначала растерянность, потом, когда ты изменилась, я удивилась и испытала даже небольшой страх от такой резкой перемены.  Я ничего не успела ни сказать, ни спросить.
Н: — Извини, пожалуйста – Наташа сжалась и стала опять похожа на ребенка.
Я: — Все нормально. На меня можно злиться.

Наташа выдохнула и расслабилась.

Я: — Я сказала это, не для того, чтобы ты испытывала вину, а чтобы заметила, что с тобой происходит в контакте с другим человеком. Происходит быстро.  Это похоже на то, как проходило твое свидание?

Наташа распрямилась в кресле.

Н: -Нда. На то, когда парень умолкает. Эта дурацкая пауза, которую надо обязательно заполнить.
Я: — Прям обязательно надо?
Н: — Мдааа…… мне надо.

Мы обе улыбнулись.

Я: — И тогда что с тобой происходит?
Н: — Раздражаюсь и что-то начинаю рассказывать, много. Ну и получается, что получается.
Я: — Да, правда сложно – раздражение не лучший спутник на свидании.
Н: — Папа пришел со мной – опять засмеялась Наташа.
Я: — Вот так мы приходим на свидание с целым чемоданом прошлого опыта, неразрешенными внутренними напряжениями, а заодно и приводим всех, кто помог его получить.
Н: — Семейные свиданки?
Я: — Хорошее определение.

Мы вдвоем рассмеялись.

Н: — А что делать то? – растерянно спросила Наташа.
Я: — Замечать, что с тобой происходит. Что ты почувствовала, когда возникла пауза, до того как разозлилась?
Н: — Нуууу… Тревогу. Хочется же быть красивой, умной, произвести приятное впечатление,  понравиться, а что сказать не знаю. И получается…  как дура!
Я: — Снова жесткое определение для чувственного момента.  Ты смущаешься в этот момент?
Н: — Ну да.
Я: — Так почему же, как дура?
Н: — Умные и красивые не смущаются.

Мы опять засмеялись от нелепости утверждения.

Я: — Смущение неизбежно при приближении двух людей – свидание же не деловая встреча. Мы все, встречаясь с новым человеком, носим социальные маски. А чтобы  встретиться с человеком, нужно хотя бы попробовать снять  эту маску.  Хотя бы немного открываться другому.   Смущение – это как индикатор возникновения этой близости. И в этой ситуации, чтобы «разрядить напряжение» стоит озвучить свое смущение.
Н: — Как?
Я: -Ты же сама сказала «Не знаю что сказать, хочется понравиться и я смущаюсь». Снимать маску и открываться близости с другим  не просто, я согласна. Он же тоже испытывает тоже  самое смущение – «не бойся, я сам боюсь». Два человека без масок имеют хороший шанс —  это и есть тот самый эмоциональный контакт, о котором ты читала и упоминала. Он и запоминается.

Наташин пример лишь один из многих,  как пережив болезненный опыт  отвержения в прошлом, она неосознанно выбирала выразить агрессию очень быстро и часто в другом контексте,  тем самым усложняя свою жизнь.  Многие неудовлетворенные потребности и желания ощущаются физиологически как голод, например сексуальная или потребность в эмоциональной близости с партнером. И тогда вместо сексуального удовлетворения или построения близких доверительных отношений человек организовывает процесс борьбы с лишним весом или совершенствует фигуру по принципу «я боюсь женщин(недостаточна хороша для мужчин) – пойду еще подкачаюсь”

И тут задача гештальт-терапии помочь остановить скоропалительные решения, научить человека замечать все свои чувства и состояния и показать другие возможности самого клиента.

Когда меня спрашивают коротко, чем я занимаюсь, я отвечаю «Помогаю людям вернуть себе самого себя». Именно такое ощущение я  испытываю каждый раз, заканчивая рабочий день. И наверное, это самое точное и короткое определение для гештальт-терапии.

Надеюсь я была для вас понятной, а информация полезной.

Искренне Ваша,
Наталья Уколова (добро пожаловать ко мне на  devochka-v-uglu точка ru)

Уколова Наталья

 

наверх