На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

Проблема - это проблема, проблема - это не человек

От автора: статья отражает особенности нарративного подхода в консультировании
опубликовано на http://lokkova.livejournal.com/
Если человек когда-либо научился (или его научили, обычно это не без помощи окружающих происходит) унывать при первых же неудачах, испытывать приступы паники, чувствовать себя виноватым за все ошибки, несостыковки и прочая, то точно так же он способен и разучиться это делать.
Вплоть до полного недоумения "а почему надо паниковать то сейчас, объясните?"

Это как перестать тренировать одну группу мышц и начать тренировать другую, более уместную в актуальной ситуации. Важно, нащупав "новые мышцы" (или, говоря протокольным языком, пережив эмоционально-коррегирующий опыт), приложить сознательные усилия для их разработки и укрепления.

Будет лукавством, если я скажу, что ничего сложного во всем этом процессе нет, но, на мой взгляд, и ничего несбыточного.

Полноценный ответ на закономерный вопрос "как это сделать?" вряд ли уместится в одну статью, но вот некоторые идеи и инструменты:

1. Отделить проблему от себя

У нарративных терапевтов есть такое высказывание: "Проблема - это проблема, проблема - это не человек". Отделив что-то от себя, мы тем самым способны изменить это что-то или свои отношения с ним.

К сожалению, диагностический язык, которым пользуются не только психиатры, но и психологи, пестрит ярлыками и бирками всевозможных мастей, патологизирующих саму личность человека. Но ответьте мне, если человек начинает думать о себе, как об "обсессивно-компульсивном пациенте пограничного уровня организации психики", это придаст ему веры в выздоровление или, наоборот, окончательно убавит энтузиазм?
 
 


Попробуйте воспринимать проблемы как нечто изначально отдельное от людей, не присущее им.

2. Назвать проблему

Без названия сложно определить границы и как-то отнестись к проблеме. Неназванное кошмарит и запугивает своей неопределенностью. То, что названо - становится менее страшным. Здесь важно, помня о п.1, использовать так называемый экстернализующий язык, то есть говорить не "я паникую", а, например, "паника меня захватила" (ага, как захватила, так и отпустит).

3. Изучить характер проблемы

Задайте себе вопросы: когда проблема сильнее воздействует на меня, а когда слабее? Кто ее союзники и кто враги? Когда она началась и каким образом развивалась во времени? Каковы ее цели и планы на мою жизнь, чего она добивается (иногда случается, что проблема использует цели человека, чтобы понравиться ему, но впоследствии подменяет их своими)?

Как следует исследовав привычки и непривычки проблемы, проще понять ее уязвимые места, появляется азарт к изменению ситуации. Очень часто случается, что проблема исчезает в процессе исследования, просто потому что "охотник" и "добыча" (или, кому больше нравится такая метафора: "исследователь" и "испытуемый") меняются местами.

4. Оценить влияние проблемы

Определите каким образом проблема повлияла на вашу жизнь, что она привнесла в нее и ответьте на вопрос "нравится мне это или нет и почему"? Не спешите с ответом, хотя он и кажется очевидным. Проблемы - хитрые твари и великолепно умеют маскироваться.

Например, если вы считаете, что ваша проблема "эгоизм", в процессе исследования может выяснится, что так называемый "эгоизм" - ваш единственный союзник, потому что помогает заботиться о себе, а проблема - это "зависимость от чужого мнения", которая внушает вам, что вы эгоист.

Очень часто проблема оказывает двоякое действие, с одной стороны помогая, а с другой мешая человеку (классический случай - лень), поэтому в процессе исследования влияния проблем они часто переименовываются и в результате выглядят совсем не так, как в начале. 

5. Искать исключения

Вот здесь начинается все самое интересное и вкусное. Проблемы не обладают абсолютной властью над жизнью людей и периодически они устают, засыпают, забывают о нас. Так же люди всегда оказывают сопротивление проблемам, просто иногда оно становится совсем "подпольным", невидимым и может создастся ощущение, что проблема целиком захватила жизнь человека. Но это не так. Важно отыскать те эпизоды, когда проблема не смогла вмешаться и порушить наши планы, предпочтения и выборы. И на основании этих эпизодов построить новую историю своей жизни.

Локкова Юлия Владимировна

наверх