На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

Если вычеркнуть войну, что останется - не густо...

 

Один из лучших советских поэтов второй половины двадцатого века  Давид Самуилович Самойлов стоит в одном ряду  поэтов-фронтовиков поколения сороковых. Их не так много, но  все имена – на слуху: Юрий Левитанский, Борис Слуцкий, Павел Коган, Александр Межиров, Михаил Кульчицкий…

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.


***

Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая.

Тихий, мягкий, исповедальный  голос Давида Самойлова,  в котором как музыкальное сопровождение  всегда присутствуют боль и вина, даже если стихи не военные, одновременно трогает и в то же время заставляет искать ответ на вопрос: «Почему? Откуда?» Одной войной это не объяснить.

Давид Самойлов не был изгоем и бездомным, вечно нуждающимся в деньгах, как, например,Николай Рубцов или Борис Заходер. После войны он почти сразу женился на дочери  известного кремлевского врача профессора Фогельсона Лазаря Израилевича, изобретателя электрокардиограммы, Ольге.

david_samojlov2

Первая жена Давида Самойлова Ольга Фогельсон

Можно представить уровень благополучия этой семьи, которая практически ни в чем не нуждалась: огромная квартира на Кутузовском, ухоженная дача, материальный достаток, отдых на юге и т.д.. И это – на фоне послевоенной разрухи и голода.

 

 

 
metelica-online.ru  

Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

 

 
 
 

 

Да и сам Давид Самойлов  вырос в семье врача и переводчицы,  обеспеченной и благополучной. Он - единственный сын и счастливый мальчик, о чем рассказывает в дневнике и стихах. Комфорт всегда был ему необходим.

Но все-таки  в конце жизни он с горечью и самоиронией констатирует: «Если бы я умер в 45 году, в 25 лет, обо мне сказали бы, что из него вышел бы гениальный поэт. Стоило дожить до семидесяти, чтобы доказать обратное».  И в этих словах нет никакой рисовки или кокетства.  Во многом  это - горькая правда.

И хотя поэт и говорил, что наличие у него слабостей - любовь к удовольствиям и «физической» жизни  – единственное, что делает его  поэтом, но  ощущение трагического разрыва между жизнью, что была там и жизнью после - слишком суетливой, наполненной случайными знакомыми,  необязательными связями с женщинами и пьяными загулами  – делает его поэзию философским вопрошанием к себе  и жизни: «Почему так случилось?» и ответом на этот вопрос.

В его поэзии говорит   несбывшееся, растраченное попусту, оставившее свой мертвецкий отпечаток. Оправдывает всю эту пошлость – только жизнь там:

Если вычеркнуть войну,
Что останется - не густо.
Небогатое искусство
Бередить свою вину.

Что еще? Самообман,
Позже ставший формой страха.
Мудрость - что своя рубаха
Ближе к телу. И туман...

Нет, не вычеркнуть войну.
Ведь она для поколенья -
Что-то вроде искупленья
За себя и за страну.

Простота ее начал,
Быт жестокий и спартанский,
Словно доблестью гражданской,
Нас невольно отмечал.

Если спросят нас юнцы,
Как вы жили, чем вы жили?
Мы помалкиваем или
Кажем шрамы и рубцы.

Словно может нас спасти
От упреков и досады
Правота одной десятой,
Низость прочих девяти.

Ведь из наших сорока
Было лишь четыре года,
Где нежданная свобода
Нам, как смерть, была сладка.

david_samojlov3Так поэт пишет в свой юбилейный сороковой год жизни, когда вторая половина пути пойдет  уже под горку. К тому времени он уже состоявшийся переводчик, поэт, выпускающий свои сборники стихов, а не только довольствуется публикациями отдельных стихов, хотя переводы – больше для заработка, которые делались не всегда на сто процентов.

Зато в его собственных стихах уже выработался свой поэтический язык, свой почерк, стиль, интонация. Он знает, чему и кому  следовать, какой традиции и каким поэтам: Державину, Пушкину и Хлебникову. Он уже  чувствует слово,  рифму, строй стиха  и уже не нуждается в диалогах о поэзии ни с кем. Даже с собой. Он просто пишет:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
****

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(«Сороковые», отрывок) Читать далее

наверх