На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

Границы между «внутренним Я» и внешним миром

Я и мир
В своих предыдущих статьях я уже писал о защитных механизмах: ретрофлексия, рационализация, проекция, интроекция.
И вот слияние. 
 

«СЛИЯНИЕ
(англ. confluence) — один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт-терапии. В целом, в рамках понимания человека как субъекта, действующего в среде, С.
можно определить как недостаточное отделение себя от среды. Человек начинает воспринимать общность своих и чужих («другого») взглядов, мнений, установок, мировоззрения как нечто само собой разумеющееся. Он м. б. сам источником этих взглядов, а может и принимать взгляды другого. С. описывается (напр., И. Польстер, М. Польстер) как некая игра, в которой партнеры играют по определенным правилам, однако эти правила известны только одному из них.
При невротическом С. происходит нарушение ощущения границы между «Я» и «другим», в результате чего нарушается здоровый ритм взаимодействия со средой. В норме предполагается, что при коммуникации с окружающим миром человек вступает в контакт, коммуницирует, а затем выходит из контакта. При невротическом С. исчезает фаза ухода из состояния контакта, внутренняя среда человека как бы «слипается» с внешней для него средой. Это м. б. С. с конкретным человеком, но также и с группой людей, с коллективом. Часто состояние С. может возникать между мужем и женой, родителями и детьми, начальником и подчиненными. (А. А. Корнеев.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Синонимы:
автомиксис, анизогамия, ассимиляция, интеграция, кариогамия, коалесценция, конъюгация, объединение, присоединение, синкретизм, синойкизм, слипание, соединение, соматогамия, срастание, стяжение, урев, фузионирование, фузия, централизация, экзогамия»
 
metelica-online.
ru
 

Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

 

 
 
 
 
Психологическое слияние – это сложный механизм.
Впервые слияние происходит у новорождённого ребёнка с матерью: ребёнку кажется, что он и мать одно единое целое. Да и у матери во многом происходит отождествление себя с дитём. У ребёнка создаётся необходимое ощущение устойчивости и прочности.
Потом всю жизнь свою мы ищем это своё, родное, общее. Ищем друга, любимого человека, своё дело. Находим или не находим, теряем, опять находим. Порой забываем то, что самое главное себя не терять.
Если человек не будет ощущать своей общности ни с кем из других людей, не будет причислять себя ни к какой социальной группе, будь то город, страна или вот эта группа на subscribe, то трудно не причислить его к изгоям. Стремление в той или иной мере отождествлять себя с кем-то или чем-то естественно, нормально и даже необходимо.
Выхожу я вчера на улицу, а бабушки на лавочке обсуждают победу сборной России по футболу над Португалией: «Смотрела, как наши обнесли португальцев?» И такую я мощную общность с этими бабушками почувствовал. Приятно мне было. Я ведь тоже болельщик.
Необходимо нам всем это самое «наши»!
 Здоровое слияние предполагает поддержание контакта, а контакт возможен только тогда, когда есть сознавание себя.
Зонтик от дождя
Во всех этих случаях защитных механизмов имеет место смещение границ, границ между «Я» и «Не-я».
«Интроекция означает сохранение структуры поглощенных вещей, в то время как организм требует их разрушения» (Perls, 1947), чтобы могла произойти ассимиляция. Интроецированное, не «пережеванное», а «проглоченное» остается интактным как инородное тело в системе. Интроекция — это естественная форма питания на этапе сосания. Сохранение этой формы в более позднем возрасте связано с нарушениями на этапе кусания и жевания. Оральная агрессия (кусание) блокируется в сочетании с навязыванием ребенку пищи. Оральная агрессия смещается, отчасти направляется на других людей. Насильственное кормление также ведет к появлению отвращения к пище, которое подавляется, а пища проглатывается в непрожеванном виде или крупными кусками. При интроекции организм реагирует на объект или ситуацию как на пищу, «проглатывая целиком», однако впоследствии не может их «переварить».
 Таким образом, при интроекции граница между самостью («Я») и миром смещена вглубь самого себя, тем самым значительно обедняя внутренний мир.
Проекция — это перемещение на внешний мир тех своих внутренних сторон, с которыми индивид не желает себя отождествлять, но которые ему глубоко присущи.
 «Проецирующий человек не может удовлетворительно различать внешний и внутренний миры» (Perls, 1947).
При проекции граница между «внутренним Я» и миром смещена на внешний мир. Туда же, на внешний мир, смещены и многие личные качества.
А почему и что проецируется? А потому и то, что не совмещается с  интроецированным. См. выше.
«Ретрофлексия означает, что некоторая функция, изначально направленная от индивида на мир, меняет свое направление и возвращается к инициатору» (Perls, 1947).
Человек границу между собой и миром устанавливает внутри себя.
Нарциссизм – это когда вместо того чтобы любить какого-то, человек влюбляется в себя.
Суицид – это когда вместо того, чтобы убить кого-то, человек убивает себя.
«Ретрофлексирующий человек знает, как провести границу между собой и окружением, он проводит тонкую аккуратную черту чуть ниже середины, но проводит ее ниже середины самости. Интроецирующий человек ведет себя в соответствии с желаниями и ожиданиями окружающих, проецирующий поступает с другими так, как они, по его мнению, поступают с ним, при патологическом слиянии человек не знает, кто, что и в отношении кого делает, а ретрофлексирующий человек поступает в отношении себя так, как хотел бы поступить в отношении других» (Perls, 1973).
Функция  и предназначение интроекции, проекции, слияния и ретрофлексии как защитных механизмов состоит в
«прерывании усиления возбуждения данного типа до уровня, с которым индивид не может совладать… Эти механизмы приводят к неврозу лишь при их неадекватном и хроническом действии. Все они полезны и необходимы при временном применении в конкретных обстоятельствах» (Perls, 1951).
Таким образом, все механизмы защиты служат для снятия напряжения, когда индивид не знает реального способа разрешения той или иной конфликтной ситуации.
В этом случае, все эти способы самообмана хороши и полезны.
Но если они становятся постоянными, неотъемлемыми механизмами внутреннего поведения, способами видения мира и себя в нём?
Беда в том, что все мы грешим в той или иной мере этими защитными механизмами.
 Продолжение следует. Тем более что этих форм защит ещё много. Не все рассмотрел.))
 
наверх