Столпы совершенства «Нужно лишь полюбить разделяющую нас пропасть…» Райнер Мария Рильке Поднявшись на гору – по волосам не плачут! Создатели древних Вед говорили о четырех вершинах, взойти на которые должен достойный. Мир внизу станет мелким и смешным, а цена за подъем не покажется велика. Важно обойти их в строгом порядке, не пропуская ни одной и не забегая вперед. Держать на виду высокие ориентиры - признак мудреца. Настойчивость и смелость – удел героев. Сомнение и слабость – участь низших натур. При этом, для достижения новой вершины не обязательно покидать уже покоренную…. Имена их – Наслаждение, Совершенство, Истина и Свобода. Робкие останавливаются на одной, не покушаясь на большее. В соответствии, люди разделены на четыре Варны – бывшие изначально не наследственными кастами, но этапами жизненного пути и психологическими типами. Радующийся жизни прекрасен, но легко теряет разум. Достигший мастерства заслуживает уважения, но рискует остаться сухим технарем. Искатель истины может принести благо, но часто попадает в плен собственных идей. Свободный от условностей, но не обретший истины и счастья, становится преступником или изгоем. В античности четырем вершинам соответствовали четыре элемента – Огонь, Земля, Вода и Воздух. Бывшие не веществами, но сущностями и энергиями, служили они метафорами людских устремлений. И здесь идеалом стал образ человека гармоничного, познавшего и соединившего стихии. Он – Аристос, пятый элемент бытия. Живой философский камень алхимиков, существо неразрушимое и прекрасное как алмаз, способное превращать косную материю в чистое золото духа. Без него все обращается в прах. Последующие эпохи забыли идеал целостности, противопоставив ему сперва сурового аскета, затем верного делу профессионала, и наконец, потребителя-гедониста. Назвав их бегущими от самих себя невротиками, психоанализ обесценил заодно и стремление к вершинам. Оно казалось лишь способом привлечь к себе внимание. Философы полагали корнем самосовершенствования эгоистичное стремление к власти. Однако, жизнь подтверждает правоту древних. Покоритель четырех вершин счастлив и обладает стилем. Все остальное – имитации. Сад удовольствий «Тайна счастья в умении выходить за пределы привычного круга» Георг Фридрих Гегель Первая вершина – Кама, удовольствие. Ей посвящена знаменитая Кама-сутра. Тело – наш ближайший друг и источник наслаждения. Счастлив владеющий им в полной мере. Оно есть метафора души, видимая и осязаемая часть ее. Корень духа и источник силы. Древние почитали и любили его. Потомки игнорировали и осуждали как сосуд страстей. Отвергнутое мстило неврозами и болезнями, проявляясь разрушительной агрессией. Научиться жить в своем теле – основа радости и высокого стиля. Подружится с собственной душой – корень наслаждений еще более высоких. Узнать и принять себя такими как мы есть. Распознать и преодолеть внутренние конфликты. Выстроить диалог меж разумом и чувством, желаемым и запретным, соединив противоречивые стремления в единый поток сознания. Дух полезно не только изучать, но и упражнять. Сделать шаг от бодибилдинга, строительства тела – к майнбилдингу, строительству ума. Чтобы затем, отойдя на достаточное расстояние, любоваться полученным результатом! Красота внутреннего лучше проявляется на фоне внешнего. Дух играет ярче в контрасте с небом. Осознание космической перспективы и масштаба человеческого бытия позволяет познать высшее наслаждение. Смелый получает награду в размышлении о вечном. Ему противостоит ужас собственной незначительности, беззащитности и заброшенности в огромном мире. Стоит вернуть в жизнь смысл, даже если его в ней и не было до нас. Возможно, в том и состоит миссия «инстинкта удовольствия». Без нас и нашего счастья мир неполон. Мы замыкаем круг, делая космос совершенным и исполненным разума. Полное и пустое «Природа умеет и малыми средствами достигать великих эффектов» Генрих Гейне Вторая вершина – Артха, совершенство. Завершенность, гармония и мастерство. Умение воплотить самый смелый замысел. Настойчивость и успех в делах. Понимание и любовь в семье. Красота поступков и одежд. Рационально управляемое и приносящее удовлетворенность богатство. Единство образованности и смелости суждений. На такого человека можно положиться. Быть мастером – значит стать хозяином своей жизни. У совершенства два врага. Первый – подмена количеством. Беспорядочное накопление вещей, информации, умений и социальных контактов. Это глобальная ненасытность. Стремление поглотить мир. Сделать его управляемой, подвластной и безопасной собственностью. Очаровать всех женщин, всюду побывать, все узнать и обо всем составить мнение. Истинное совершенство кроется в глубине. В знании деталей и понимании скрытой структуры. Второй враг – перфекционизм, навязчивое стремление к улучшению. Перфекционист не может остановиться. Все что он сделал, недостаточно хорошо. Хочется внести еще один «решающий штрих». Потом еще и еще…. За этим часто кроется страх реальной жизни. Опасение показаться смешным, быть отвергнутым. В результате время проходит в вечной погоне за недостижимым и вымышленным идеалом. Настоящий мастер знает, с чего начать и где закончить.
|
Воля к высоте
От автора: На что опереться и к чему стремиться в развитии. Идеи древних Вед и современные идеи самосовершенствования.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться