ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ Побеждать или защищаться? «Только тот способен на великое деяние, кто живет так, словно он бессмертен» Люк де Вовенраг Способность человека повелевать себе подобными всегда занимала умы. Одни видели в ней признак богоизбранности, принадлежности к особой породе людей, другие – проявление магических сил. Поборники здравого смысла находили ее следствием развитого ума. Оппоненты указывали на значение воли, дар убеждения и бесстрашие. Романтики отмечали артистизм, быстроту реакции и наблюдательность лидеров. Секрет власти и загадка любви - две главные темы философских трактатов, поэм и разговоров «за жизнь». Совместимы ли свобода и власть? Как соотносятся принуждение и счастье? Является ли любовь формой господства одного существа над другим, или напротив, власть необходима для служения людям? В отличие от философов, рассуждавших умозрительно, научная психология встала на путь наблюдений и экспериментов. Оказалось, что выводы весьма рознятся и зависят не столько от изучаемого, сколько от установок исследователя. Создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг воспринимал власть мистически. Следуя традиции древних магов, он описывал душу как сцену, на которой развертывается игра надличностных сил. Названные им архетипами, они существуют извечно и борются за место у штурвала нашего «Я». Все что кажется движениями чувств, есть смена доминирующего архетипа. Среди них есть мудрые и бесшабашные, влюбчивые и властные. Лучшим их описанием он считал античные и кельтские мифы. За любовь отвечает Эрос, а властный находится под контролем Юпитера или Вотана. Проявленный в человеке архетип преображает его. Для окружающих он становится неотразим и могуч как бог. Однако, человеку в том мало проку, поскольку сам он - только игрушка овладевшей им силы. Фрейд в свою очередь заметил, что потребность контролировать других есть следствие высокого уровня тревожности. Он предположил, что потребность во власти является механизмом защиты от тревоги. Она исходит из воспоминаний о полученной в прошлом травме. Стремясь к контролю, человек стремится обеспечить безопасное окружение, гарантирующее невозможность ее нового повторения. Однако, достичь спокойствия таким путем невозможно. Это обрекает на новые попытки управлять и контролировать. Так с подачи классика всякое стремление к власти стало толковаться как подлежащее лечению. Впрочем, в составленный им список болезней попали и страсть к творчеству, способность жертвовать собой и наличие религиозных убеждений. «Нормальный» человек оказался маленькой серой мышкой. Основатель же теории индивидуальной психологии Альфред Адлер восхищался стремлением к власти, полагая в нем вслед за Ницше «основной инстинкт», лежащий в основе всех потребностей, поступков и чувств. Искусство и любовь, научный поиск и религиозные откровения – следствие стремления к доминированию. Быть первым – предназначение человека. Поскольку число призовых мест ограничено, то история человечества и личности есть непрерывная борьба. Рецепт счастья – стать лучшим хоть в чем-то. Найти призвание и реализовать в нем жажду превосходства, научившись мирится со вторыми ролями в прочих делах. Эта теорию продолжает современная концепция альфа-лидерства. Согласно ей, вожака отличает набор особых качеств. Среди них: абсолютная уверенность в праве повелевать, помноженная на страстное стремление к доминированию. Альфа-лидер проявляет самый высокий уровень энергии и целеустремленности. Остальные примыкают к нему в качестве бэтта-лидеров, сподвижников, либо остаются в числе гамма-особей, подчиненной массы. Неудачники опускаются в статус омега и становятся изгоями. Легшие в основу теории наблюдения проводились над стаями обезьян, заключенными в тюрьмах и служащими офисов. Выявленное соответствие привело к не самым приятным выводам по поводу человеческой природы…. Созидать или брать? «Чтоб познать природу государства надо понять свойства людей» Томас Гоббс Личность порождается языком, культурой и взаимодействием с миром. Власть, как и любовь – не существует без других, являясь не столько инстинктом, сколько способом вступать в межличностные отношения. Эрих Фромм описал пять социальных типов личности. Каждому соответствует свой метод построения отношений контроля и власти. Он остается постоянным, мало завися от контекста и деталей. Выжидатель. Пассивный потребитель. Подобен птенцу, умеющему открывать рот и брать предложенную пищу. Ожидает счастья, полагая что его должны доставить на дом. Капризен и обидчив. Взывает к чувству вины, демонстрируя беспомощность. Использует ее для контроля окружающих, вынуждая заботиться о себе. Готов обожествлять сильного. Однако быстро разочаровывается и проклинает вчерашних кумиров. Собственных же усилий для достижения результатов предпринимать не намерен. Манипулятор. Хитрый вымогатель. Стремится получить желаемое с минимумом усилий. Хищник, скорее ловкий чем сильный. Очаровывает, обещает, увлекает. Играет на слабостях. Способен ставить себе цели и разрабатывать изощренные стратегии. Скрытен. Предпочитает закулисные интриги и обходные маневры. Прямого столкновения избегает. Делит людей на союзников, соперников и пищу. Хорошо вписывается в сложные и запутанные системы, хотя по природе полнейший индивидуалист.
|
Повелительное наклонение
От автора: Статья о психологии власти и подчинения. Опубликовано в журнале "Красивые люди"
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться