Традиционная антропология изучает различные культуры, ритуалы, способы общественной жизни. Также в фокусе внимания антропологии – исследования орудий труда - копий, палок, мечей и пр. Орудия труда выступают как продолжение человеческого тела, усиливая его и давая новые возможности. Например, копье помогает поразить добычу с расстояния, которое недоступно прямому контакту.
Таким образом, копье как бы увеличивает зону влияния человека, делает ее больше. Это физическая модификация «Я», помогающая расширить и преодолеть биологические константы человеческого тела.
Мне кажется интересным применить эту точку зрения к такому современному явлению как «гаджетомания» - увлечению электронными устройствами: телефонами, планшетами, компьютерами. Гаджет выступает в данном случае как продолжение человека, его помощник, инструмент в преодолении границ его «Я». В самом деле, благодаря гаджетам мы можем быть на связи с дальними странами, поддерживать контакт с людьми в тысячах километрах от нас и иметь мгновенный доступ к информации, которую мы не можем запомнить.
Вторая особенность при использовании гаджетов заключается в том, что можно назвать формированием «Цифрового Я». Люди, с которыми мы общаемся он-лайн, не видят нас, равно как и мы не видим их. И мы, и они видим изображения на экране своих устройств, слова и предложения, мы находимся в диалоге, но этот диалог ведется в цифровом пространстве, где на смену привычному Я приходит «второе Я» - цифровое.
metelica-online.ru | Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.
| |
Вся информация в Интернет о нас создает второе Я, представленное в цифровой жизни. Так может возникнуть расщепление между нашей реальной и цифровой жизнью. Цифровое Я может значительно отличаться от нашего реального Я как в лучшую, так и в худшую стороны. В какой-то момент может оказаться, что цифровое Я занимает столько же нашего внимания и времени, как и реальное. Действительно, цифровое Я тоже развивается, требуя определенного ухода за собой – публикация новых постов в социальных сетях, диалоги в группах, выкладывание фотографий.
Еще одна особенность при использовании гаджетов – это то, что наша интимность и приватность частной жизни становится чрезмерно хрупкой и зависимой от окружения. Например, вам могут позвонить или написать в любое время, отправить смс, отметить вас на фотографии в социальной сети. Мы как будто бы всегда на виду и всегда с другими людьми.
Я воспринимаю эту ситуацию как интеллектуальный вызов времени: наблюдаем ли мы развитие «нового человека» или, напротив, деградацию? Какой тип человека формируется? Какую психопатологию могут создавать такие условия жизни? Что мы, психологи и психотерапевты, можем предложить, принимая этот вызов?