Хаим Сутин соткан из красного цвета. Но его красный – это не цвет страсти, буйства стихии и радости жизни Филиппа Малявина, не цвет царственного пурпура, любви и торжества жизни, хотя Хаим в переводе с древнееврейского значит «жизнь».
Красный Хаима Сутина – это цвет жертвы, крови, насилия и убийства, цвет мученичества.
Гений красного цвета, признанный во всем мире, величайший художник, о котором Фальк говорил: «Если я – одна лошадиная сила, то Сутин – сто», почти неизвестен В России.Художник дна, художник вопреки, художник слабых, униженных и обездоленных, художник изрубленных костей, трагического и жертвенного, которому поставлен в центре Парижа памятник литовского скульптора Арбита Блатаса, лепившего Сутина много раз еще при жизни.
Это единственный памятник художнику из числа мастеров, принадлежащих к всемирно известной Парижской школе живописи. На памятнике – субтильный небольшого роста человек с надвинутой на глаза шляпой с низко опущенными полями. Без Сутина не было бы Фрэнсиса Бэкона, который увидев выставку Сутина в Париже был поражен его кроваво-красными тушами. Но сам Сутин – продолжатель традиции и философии Бодлера, певца маленьких старушек, и Рембрандта, художника старости и жителей еврейского квартала.
В России имя Хаима Сутина только начинают "осваивать", хотя Парижская школа (около ста художников) сплошь состоит из евреев, выходцев из Российской империи, в основном из Белоруссии, которых на родине знают разве что специалисты. Все они вынуждены были бежать, потому что дорога в центр страны им была заказана. Из еврейских местечек молодым, нищим, голодным и забитым евреям дорога была только на запад.
metelica-online.ru | Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.
| |
Россия к евреям была немилосердна и жестока. Здесь для них была установлена черта оседлости, а проще – резервация для евреев: Минск, Вильно, Бобруйск, Витебск и половина Украины – это было пространством их жизни, официально закрепленное в российских законах.
Евреи в России не считались народом, им запрещалось владеть землей, поэтому среди них нет землевладельцев, для них существовал запрет на образование – была введена так называемая процентная норма для поступления в учебные заведения: 3% - в столицах, 5% в других городах России и 10% - в черте оседлости.
Даже Борису Пастернаку было однажды отказано в поступлении в гимназию, поскольку он попадал в число сверх установленного лимита. И это, несмотря на известность отца-художника, знакомства в верхах власти и благосклонность начальства гимназии. Но «Мы уже набрали 3%. Милости просим на будущий год» - звучало неумолимо и непреклонно. Это для известных, обеспеченных и крещенных в православии, что уж говорить о нищих оборванцах из еврейских местечек, иудеев и жидов.
Хаим Сутин был одним из них: нищий выходец из еврейского местечка Смиловичи, что в 35 километрах от Минска в сторону Могилева, тогда с числом жителей, не превышающим 400 человек. Тесные улочки, мельница, ремесленные мастерские, лавочки, базар, кладбище и синагога. Все радости – сплетни, крики и ругань. Иностранцы считают Сутина родом из Литвы, а кто-то - из Латвии, но он родом оттуда же, откуда его более удачливый земляк Марк Шагал – из Белоруссии.
Это случилось из-за самого художника, который для простоты ориентации в географии и во избежание лишних вопросов: «А где это?», называл местом рождения Вильно. Так было понятнее. Шагал любил свое детство и свой Витебск, сотворив из Парижа второй, а Сутин – ненавидел, никогда о нем не говорил, вспоминал редко и только с близкими людьми и никогда не рисовал сцен из еврейской местечковой жизни и еврейских обычаев.
Но стереть из памяти местечковое прошлое было не в его силах, он не мог вырвать из сознания детских впечатлений, не мог, не мог, не мог... Он нес их в кроваво-красном цвете крови петуха, которому на его глазах отрубали голову, пускали кровь и свежевали, чтобы на следующий день поставить на стол как жертву очищения и изгнания козла отпущения. А мясник в это время улыбался. Читать далее