На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

"У всех дети, как дети, а у меня же!", или "Волшебство песочницы и сказкотерапии"

Многие дети склонны "прятать в себе" переживаемыеquot У всех дети как дети а у меня же quot  или quot Волшебство песочницы и сказкотерапии quot ими чувства тревоги и беспокойства, что может быть причиной разнообразных поведенческих нарушений: бурных эмоциональных проявлений, навязчивых страхов, боязни одиночества, стычек со сверстниками и т. д.. Такие техники , как сказкотерапия и песочная терапия помогает ребёнку пережить негативные моменты не обсуждая и не разбирая, возможно, болезненную ситуацию с родителями или ещё кем-то. Ребёнок проигрывает её в сказке, или в песочнице, казалось бы не "привязывая" игру к своей проблеме, но всё же он решает именно её. Как это происходит? Приведу небольшой, но очень яркий, пример одной негативной истории. Ко мне обратились мама с девочкой 3х лет. Проблема связана с посещением детского сада, девочка тяжело расстаётся с мамой. Исходя из маминых слов, дочь пошла в детский сад, без особых проблем, но спустя 4 месяца, ребёнок стал часто вздрагивать, плохо спать, есть, в сад идти не хочет, мать буквально "отрывает " дочь от себя. Далее идут предположения почему у ребёнка переменилось отношение к саду. Мама рассказывает это при ребёнке, я предлагаю рассказать подробности на едине, или по телефону, но мама настаивает объясняя невозможность этого, нехваткой времени и рассказать ей нужно всё "здесь и сейчас" в подробных описаниях. Мама начинает свой рассказ- " В садик пришла новая нянечка, я её видела только два раза, но она мне сразу не понравилась, возможно она обижает детей. Дочь у меня итак тихая, её не видно и не слышно, а сейчас, как не загляну в группу, она сидит в уголке и играет сама с куклами. В сад собираемся с боем и слезами. У меня уже нервы не выдерживают, не знаю, что с ней делать. Смотрю на других детей, нормальные, адекватные дети! Спокойно разделись, зашли в группу, а эта же! Я ей вообще сказала, что я её там оставлю, ещё раз она заноет!" и т. д. Я прерываю беседу ссылаясь на что-то там и всё же обещаю перезвонить. Ребёнок в это время прячется за маму, держит её крепко, обеими руками за юбку и смотрит то в пол, то из подлобья на меня, как бы извиняясь. Мама время от времени, раздраженно, пытается оторвать руки дочери от себя, со словами - "Да отцепись ты, ты хоть постоять нормально можешь?! Ты вообще вести себя можешь по человечески?!"Что же мы видим? Возможно дело нежелания посещать детский сад, отчасти было действительно в воспитателе, это нельзя было сбрасывать со счетов, но то что происходило на моих глазах, не могло не оставить следа в ещё не окрепшей девочкиной психике. Девочка по какой-то причине нежелающая посещать сад, возможно напуганная, ищущая поддержки у самого близкого человека- мамы, слышит в ответ страшные слова "я тебя там вообще оставлю". Слышит сравнения, "другие дети нормальные, а эта же!" далее слова о значении которых ребёнок трёх лет может только догадываться "адекватные дети" и как это вести себя " по человечески"?  Я не буду перечислять всё что я увидела, услышала и что для меня стало очевидным при первой же встрече, я хочу описать методы которыми я старалась облегчить ситуацию, сложившуюся в жизни этой девочки и помочь ей.
Разговор с мамой, по поводу рассмотрения детско-родительских отношений, конечно был, но иногда, к сожалению, родители не считают необходимым вмешиваться в отношения "ребёнок- психолог" и считают, что изменения произойдут обязательно, как по мановению волшебной палочки и конечно в лучшую сторону. И что после занятия можно будет забрать совершенно другого "шёлкового" ребёнка. Но к сожалению, не так всё просто и от родителей мы ждём в большей степени работы над собой. А ребёнок он обязательно изменится видя другое отношение, чувствуя любовь, защиту, поддержку своей мамы, пока самого главного и важного человека в жизни девочки.
 Первое наше коррекционное занятие началось со знакомства с куклой помошницей, которую я сшила специально для общения с детьми, которые не хотят, или не могут раскрыться взрослой, незнакомой "тёте". Кукла- марионетка не простая, это Фея, с большими голубыми газами, с длинными фиолетовыми волосами, платье в цветах и крылышками на спине вызывает у детей интерес, желание к неё прикоснуться и они охотно с ней знакомятся (даже мальчишки). В одной руке куклы маленький букетик фиалок, а в другой серебрянный ангел. Зовут её волшебным именем Флоранс. Она подходит (с моей помощью) к ребёнку, начинает с ним разговаривать, называет своё имя, спрашивает имя девочки, (та пока молчит)предстаившись Фея докасается да ручки ребёнка волшебными фиалками, потом ангелом. Будто одаривая ребёнка нежностью цветов, силой серебра и защащая от всех невзгод. Кукла ведёт девочку к песочнице с почти белым песком и маленькими фигурками людей, зверей, растениями, ракушками,стеклянными бусинами и многим другим. Предлагая выбрать любую игрушку, назначить её главной. Важно дать ей имя, тем самым, как бы подчеркнуть, что игрушка это персонаж совершенно не имеющий никакого отношения к ребёнку. Что это просто игра.  Девочка выбирает куколку. Как правило ребёнок подсознательно ищет фигурку напоминающую его самого. Я обращаю внимание на то, что выбранная фигурка полностью отличается от девочки. Цвет, длина волос, примерный возраст, всё отличается. Такой выбор бывает, если ребёнок не согласен со своей внешностью, стесняется её, или если его воспринимают не таким, каким он оценивает себя сам,  то есть происходит внутренний конфликт.
В нормальных семейных взаимоотношениях ребёнок в дошкольном возрасте воспринимает себя, как центром, вокруг которого "вращается весь мир". Поэтому играя в песочнице гармоничный ребёнок ставит себя в центре. Девочка поставила свою куклу в угол, причём отвернув игрушку от своего мира. Постепенно в мире стали появлятся другие игрушки, дом, деревья. Девочка выбрала маму, которая стояла возле дома в том же углу, что и дочь. Папа стоял в другом углу. Возле него, она поставила игрушечную корзинку с едой, машинку и построила огород. В процессе, сначала, почти всё время молчавшая девочка, начала всё больше и больше разговаривать и рассказывать. Оказывается папа приносит еду, работает на работе и даче.  В мире девочки появилась фигурка тигра с оскалом. На мой вопрос- " кто это?" она ответила "это папа, он сейчас поест и превратится опять в человека". Потом мама объяснила, что папа приходит с работы уставший, но после еды, становится какбы добрее.. Вот как видят дети своими глазами наши настроения. Вообще все волшебные превращения в песочнице, это какая то ситуация, которую ребёнок не может понять, принять и осмыслить, он воспринимает это как необъяснимое волшебство.
После девочка начала переносить свою куклу в разные места. Она ходила в гости, готовила еду, поливала водой закопанный стеклянный шарик, рассказывая что там вырастет волшебное дерево. А люди до касаясь до него, будут заболевать и исчезать улетатая в небо. После разговора с мамой выяснилось, что таким образом она рассказывала о не так давно происшедших событиях в их семье связанные со смертью бабушки. Всю свою настоящую жизнь девочка выстраивала в маленьком песочном мире. Потом она рушила и ломала, строила дороги, озёра, закапывала пластмассовых пауков, гусениц и тараканов, убивала их. Удивительно, то что ребёнок выбирал страшных насекомых сам из других фигурок. А там, поверьте богатый выбор красивых бабочек, стрекоз, божьих коровок и т.д. Бурные эмоциональные переживания оставались в песке. Она проигрывала их. Всё говорило  том, что у девочки богатый внутренний мир, о том как она подавляет в себе такие процессы, как страх, обида, гнев и т. д.
Но игра в песочнице не может длится вечно, постепенно мы подходили к завершению. Прозвенел волшебный колокольчик. В конце занятия важно было разобрать все игрушки по местам. Разгладить песочек ладошками, погладить его , но не как горячим утюгом, а как гладят кошечку нежно и ласково, чтоб она замурлыкала. Когда песочек замурлыкал и девочка разулыбалась, я спросила, что ей больше всего понравилось в сегодняшней игре? Девочка сказала-"Кошечка, которая мурлыкала, Фея Флоранс и вот этот камушек". Тогда я предложила слепить из пластилина кошечку. Сначала мы отрывали от разных цветов пластилина по кусочку. Разминая его я спрашивала о тех качествах, которые есть в девочке. "Я добрая, я хорошая" начала она, но больше ничего не могла придумать. Тогда я стала ей помогать- " Вот я, например, вижу что ты весёлая, вон как ты рассмеялась, когда замурлыкал песочек! Ты красивая, когда всматриваешься в твои глаза, кажется, что там цветёт подсолнух, а в его серединке я вижу своё отражение". Девочка сразу вскочила и побежала посмотреть в зеркало, и конечно же она увидела там подсолнух, только со своим отражением! Ты очень талантливая, вон какой ты красивый построила мир, не каждый так сможет!" и т. д. Каждую оценку, я подтверждала фактами, это очень важно, для того чтоб ребёнок в это сам верил.  Эта работа на ресурс, на повышение самооценки, веры в себя, принятие себя. Дальше, каждый оторванный кусочек пластилина присоединялся к предыдущему и в конце концов появился разноцветный кусочек из которого мы и слепили кошечку, которую можно было погладить пальчиком. Кошечка эта обладала всеми теми же качествами, какие были и у девочки (важно их снова перечислить). В завершении я подарила девочке камешек, который ей понравился, кошечка пошла к девочке домой, а Фея Флоранс осталась ждать с нетерпением, когда девочка ещё придёт к ней в гости.
Стоит ли говорить, что мама забрала ребёнка в прекрасном настроении и последующие разы девочка сама просилась на занятия. На следующие наши встречи, мы играли не только в песке, а были сказки с помощью мягких игрушек (я к ним отношусь, как к антистрессам). Я выбирала игрушку для себя, ребёнок для себя. Мы проигрывали ситуации происходившие (будто) между игрушками. Зайцы, медведи, ёжики веселились, водили хороводы, ссорились, мирились, просили прощения и т. д. Другими словами мы проигрывали то, что может быть в реальной жизни в социальном обществе, д. саду.  В конце занятий рисовали, лепили, вырезали обязательно то, что срезанировало у ребёнка. Важно было, чтоб девочка уходила в хорошем настроении и "унесла с собой" хороший, добрый опыт.
С каждым занятием в песочнице становилось всё меньше хаоса. Пауки, скорпионы и червячки с песочницы не ушли, но девочка огородила их забором, назвав это место "зоопарк". И объяснила, что сюда нужно приходить и их нужно кормить, но сама она это делать не будет, она поставила рядом  помощника, солдатика. Такие перемены говорят о том, что ребёнок начал справляться со своими страхами, стал их контролировать и что у него в на уровне подсознания растёт " помощник", который обладает такими качествами, которых девочке не доставало. Эти качества появляются в ней самой. Немного позже мама поучаствовала в игре в песок. Эта игра была очень показательна именно для мамы. Как она сказала- "Я думала вы тут в игрушки играете, а тут так по-настоящему, так всё серьёзно". Потом мы с мамой и девочкой вместе шили куклу, такую же как Фея Флоранс, чтобы она могла с девочкой играть. Мама вложила в куклу силы и душу. Дочь была просто счастлива, что эту куклу они сделали с мамой своими руками. Потом я спела колыбельную для куклы, девочка укачивала её, поправляя ей волосы, ручки, платье. Мама смотрела на ребёнка с теплотой, а потом взяла её на колени и покачиваясь помогала девочке укладывать её дочу. Такие совместные занятия очень полезны для обоих, как для мамы, так и для ребёнка - они сближают, пробуждают в маме внутреннего ребёнка, и в тоже время напоминают о том, какие без условные чувства были, когда ребёнок только появился у неё самой. А в девочке зреет ещё маленькая, но уже заботливая, ответственная мамочка.
Так же хотелось бы коротко рассказать о игре этой же девочки в мягкие игрушки в присутствии мамы. Я играла зайчиком, девочка выбрала собачку. Я рассказала" жил был маленький зайка. Он был добрым, весёлым зайчонком и хотел со всем и дружить. Все его любили, но вдруг медвежонок (я взяла в руки медведя) подойдя к нему увидел, что зайка загрустил и заплакал. Что же случилось с зайчиком, ты не знаешь? Спросил мишутка у собачки. - "Его мама обидела!" сказала собачка (девочка) -" А как же помочь ему теперь? спросил медвежонок (я) - "Его нужно взять на ручки, обнять и он успокоится".
 Мама наблюдавшая за сказкой вышла за дверь, скрывая слёзы. Вернувшись она сказала -"Спасибо, я так много поняла за это время о своём ребёнке и о себе." Были и ещё слова, но это уже не важно. Важно, что она- её теперь слышит..

Картина дня

наверх