От автора: Психология цвета - это истинно что-то уникальное и неповторимое. Предмет области находится где-то на пересечении цветоведения, культурологии, психологии, искусствоведения и психологии. Причем в психологии цыет обретает настоящее мощное психологическое значение Психология цвета. Взгляд одного живописца
Для начала несколько слов о психологии цвета.
Важно отметить, что в цветоведении нет жестких правил, касающихся символики того или иного цвета. Энид Верити, эксперт в области цвета, говорит, что для большинства обычных людей цвет является мощным эмоциональным фактором, и то, что их привлекает - как раз именно психологические и эмоциональные аспекты цвета. Понимание смысловой нагрузки цвета интересна для нас, прежде всего, практически для таких эффектов, как самопознание себя через цвет, выражение себя через цвет, подбор гаммы одежды и интерьера помещения через психологию цвета. Символмка цвета в этом смысле оказывается весьма полезной..
Красный.
Представьте, как изменилось бы восприятие этой картины, если бы шляпа была, скажем, голубой. Красный цвет ассоциируется с мужественностью, агрессией, любовью, опасностью, сексуальным возбуждением, страстью. Это цвет крови, войны, борьбы. Во многих армиях - это цвет мундира, в Риме - цвет знамён легионов, в Греции актеры ставили "Илиаду" в красных туниках в память о пролитой крови в Троянской войне. В христианстве красный цвет - кровь Христова и святых мучеников. В России - цвет борьбы, свободы и победы. В Индии и Китае свадебное платье невесты красное.
Белый
Белый цвет, с одной стороны, - цвет роскоши и покоя.
С другой - в западных культурах белый цвет символизирует невинность и чистоту. На Востоке, также, это цвет чистоты, однако чистоты траурной. В европейской культуре белыми изображают приведений, и это символ прошлого. Белые перья - символ трусости. Белый - цвет страха и мудрости одновременно. Белый флаг сигнализирует о честном намерении сдаться.Чёрный
Чёрный цвет символизирует смерть, траур и зло. Однако у египтян черный цвет (цвет почвы Нила) - цвет плодородия, благополучия, богатства и жизни. Одежду черного цвета носят священники, ученые магистры надевают черные шапочки и мантии. Чернота ассоциируется с тайной, интригой, ночью. Чёрным традиционно обозначается пустота.
Зелёный
Зелёный цвет - это цвет гармонии и равновесия, весны и юности, надежды и радости. В этом цветоведы единодушны. В христианстве - это цвет новой жизни, ассоциирующийся с Троицей. В исламе - цвет пророка Мухаммеда, цвет религии. В Англии ярко-зелёный цвет считается героическим (из-за ассоциациями с Робином Гудом). Это цвет свободного пути (разрешающий свет на светофоре, зелёный коридор при пересечении границы). Иногда - это цвет болезни, зависти, ревности и отвращения.
Жёлтый
Жёлтый цвет - один из самых неоднозначных. Это цвет солнца, золота, счастья, мысли и просвещения, вместе с тем символизирующий обман и предательство. В исламе - это цвет мудрости, а во времена китайской династии Цин одеваться в жёлтое разрешалось только императору. Жёлтый - цвет добра и оптимизма (вспоминаем The Beatles "Yellow Submarine"). К.Г. Юнг описывает жёлтый цвет как символизирующий озарение и интуицию.
Синий
Удивительно, но в языке синий цвет появился не сразу, несмотря на синеву неба и воды. Так у Гомера "винноцветное море". Возможно, древние авторы ощущали призрачность и невещественность синего цвета. Синий - цвет пространства, пустынности, ясности. В тёмном варианте синий символизирует власть и контроль (синие фуражки), а согласно толкованию сновидений синий олицетворяет успех (цвета IBM и Ford, например). Голубой цвет обозначает счастье, детство и беззаботность. Это цвет Богородицы, символизирующий верность. С другой стороны - это цвет задумчивости, меланхолии, грусти, печали.
Оранжевый
Оранжевый цвет - единственный, который не несёт в себе практически никакой символики. Он ассоциируется с теплом и огнем, хорошим настроением, но без интенсивности чувств, свойственных красному. Оранжевый, в отличие от того же красного, не несет опасности. Буддийские монахи и кришнаиты используют этот цвет в своих одеждах. Это основной оттенок осени, последней радости перед увяданием. Иногда ассоциируется с легкомыслием, несерьезностью и зловредностью.
Коричневый
Коричневый цвет считают безотрадным и унылым. Это цвет земли и грязи. Он часто символизирует страдальческое или мрачное состояние духа. С другой стороны - это цвет плодородия. "Коричневорубашечники" — неофициальное название национал-социалистического движения в Германии, от цвета рубашек штурмовиков. Отсюда пошло выражение «коричневая чума» применительно к нацизму.
Пурпурный (фиолетовый)
Фиолетовый цвет ассоциируется с глубокими чувствами, богатством, знатностью, роскошью, высоким статусом. С другой стороны, в некоторых культурах фиолетовый - цвет траура. Также он символизирует храбрость. Также это цвет творчества и мистицизма.
Розовый
Розовый - очень безобидный цвет, символизирующий светлый настрой. Он ассоциируется с маленькими девочками, женственностью и сахарной ватой, гламуром, а в ярком варианте - это чувственный и даже агрессивный цвет. Розовый — цвет богини Венеры, розовая лента — символ международной программы по борьбе с раком молочной железы, в русском символизме розовый цвет — это цвет мечты, цвет надежды. Розовый треугольник использовался в концлагерях фашистской Германии в качестве опознавательного знака гомосексуалистов. Существуют устойчивые выражения: «розовые очки», «видеть в розовом свете», означающие наивный, некритический взгляд на вещи.
Серый
Серый цвет ассоциируется с тоской и депрессией, нерешительностью и неуверенностью. Это цвет пепла и свинца, несущий в себе оттенок скорбного бесчувствия и самоотречения. В природе серый - цвет маскировки - серые волки, серые слоны, серые киты. Также это цвет старости, дряхлости. Оттенки серого различны, из них два главных: избура (серое сукно, серый волк, серый заяц) и иссиня (серые глаза, серый конь, зола, пепел). Серая мышь — так называют мелкого незаметного человека. Серый кардинал — так называют влиятельного человека, действующего негласно. Серая погода — пасмурная. Серая публика — народ, простонародье. Серые шинели — о солдатах. Солдаты царской армии были одеты в шинели мышино-серого цвета.
Картины, которые были использованы для иллюстраций в данном письме:
- Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе (1666 - 1667).
- Джон Сингер Сарджент. Фонтан, вилла Торлония, Фраскати, Италия (1907).
- Винсент Ван Гог. Звёздная ночь (1889).
- Поль Гоген. Зелёный Христос (Бретонское распятие) (1889).
- Винсент Ван Гог. Подсолнухи (1888).
- Пабло Пикассо. Старый гитарист (1903 - 1904).
- Густав Климт. Берёзовый лес (1903).
- Винсент Ван Гог. Едоки картофеля (1885).
- Иван Константинович Айвазовский. Море (1864).
- Джеймс Эббот, Макнил Уистлер. Симфония в телесном и розовом: Портрет миссис Фрэнсис Лейланд (1871 - 1873).
- Джеймс Эббот, Макнил Уистлер. Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника (1871).
(текст для публикации взят из Интернета)