От автора: В данной статье я кратко описываю наиболее интересные, с моей точки зрения, результаты моего выпускного квалификационного исследования.
На данный момент онлайн-дневникам или блогам, как и интернету, около 23 лет. С каждым годом общественный интерес к данному явлению становится всё больше.
В апреле 2014 года в Госдуме был принят закон, согласно которому топ-блогеры, дневники которых посещают более 3000 человек в день, были приравнены к СМИ. Слово «блогер» нередко звучит при описании характера деятельности известных в сети лиц. Блогосфера притягивает внимание исследователей из различных областей науки. Среди современных отечественных исследователей блогов можно выделить И. Н. Шамаева, Т. О. Максимову, В. Л. Волохонского, Ю. Е. Зайцеву, М. М. Соколова, Н. Курчакову, Е. А. Горного.Что же движет людьми, ведущими интернет-дневники? Какими психологическими особенностями они обладают? Эти вопросы мы рассмотрели в нашей выпускной квалификационной работе.
С помощью методов контент-анализа были обработаны данные авторской анкеты, касающиеся мотивации ведений онлайн-дневников. Единицей анализа была выбрана тема сообщения. В ходе анализа была подсчитана частота упоминания выделенной смысловой единицы.
Согласно полученным данным, в качестве побуждений к началу ведения блогов доминируют приглашение со стороны значимого лица и укрепление социальных связей. Стремление к обретению новых знакомых, выражение эмоций, рефлексия и саморазвитие встречаются гораздо реже. Категории развлечение, творчество и память фигурируют в ответах один раз.
В качестве побуждений к продолжению ведения блогов ведущими являются категории укрепление социальных связей, рефлексия и саморазвитие, память, привычка, выражение эмоций. Один раз встречаются категории развлечение, поиск информации и новые знакомства.
И в начале, и в продолжение ведения онлайн-дневников важную роль играет укрепление социальных связей, что может свидетельствовать о значимости блогов в качестве средства межличностной коммуникации.
Однако между мотивацией начала и продолжения ведения блогов есть различия, что уже было доказано В. Волохонским.[2]
На заре существования блога чаще выделяется категория обзаведение знакомыми в качестве мотива ведения блога. Мы предполагаем, что данное явление связано с тем, что с течением времени у блогов-старейшин формируется костяк «френдов», который не требует активного «пополнения».
В продолжение ведения онлайн-дневников рефлексия и саморазвитие, выражение эмоций становятся более значимыми, чем в начале ведения. Мы объясняем это тем, что в ходе развития дневника блогеры постепенно знакомятся с возможностями блогов, начинают их активно использовать не только для общения. Появляется новая часто выделяемая категория – память. Блогеры со стажем ведения онлайн-дневника, рассматривают свой блог, как хранилище воспоминаний, к которым можно вернуться в любую минуту.
По итогам обработки результатов, полученных с помощью методики «Эмоциональная направленность» Б. И. Додонова, было выявлено следующее: в выборке лидирующие позиции занимают гностические, коммуникативные и эстетические эмоции.
Гностические эмоции связаны с получением новых знаний, коммуникативные возникают на основе потребности в общении, эстетические – при соприкосновении с природой и произведениями искусства.
Преобладание коммуникативных эмоций, как предпочитаемых, в выборке для нас частично объясняет доминирование установления социальных связей в качестве мотива начала и продолжения ведения онлайн-дневников.
В ходе исследования также было произведено сравнение двух независимых выборок: респондентов с мотивом укрепления социальных связей и с мотивом рефлексии.
Значимые различия (р<=0.05) были выявлены по следующим параметрам:
Подчиненность – доминантность (Кеттелл):
Респонденты с мотивом укрепления социальных связей в среднем менее независимы, чем респонденты с мотивом рефлексии. Они более мягкие, уступчивые, кроткие.
metelica-online.ru | Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.
| |
Респонденты с мотивом рефлексии более независимы, напористы и склонны отрицать авторитеты в отличие от респондентов с мотивом укрепления социальных связей.
Подозрительность – доверчивость (Кеттелл):
Респонденты с мотивом укрепления социальных связей в среднем более доверчивы в отношениях с людьми, добродушны и открыты, чем респонденты с мотивом рефлексии.
Люди с мотивом рефлексии более настороженно относятся к людям, склонны к ревности, стремятся возложить ответственность за свои ошибки на окружающих.
Данные различия могут быть объяснены тем, что люди с мотивом рефлексии более ориентированы на себя, они предпочитают модель коммуникации Я-Я (Ю. М. Лотман). Респонденты с мотивом укрепления социальных связей руководствуются моделью Я-ОН, что способствует их большей ориентированности на мнение других людей.[4]
С помощью нашего исследования мы расширили представления о мотивационно-смысловой сфере и личностных характеристиках блогеров.
На основании ответов респондентов о результатах ведения онлайн-дневников, мы можем рекомендовать ведение блогов для того, чтобы:
- Познать себя, свои внутренние психические акты и состояния, структурировать мысли, отработать навык грамотного изложения своих мыслей.
- Выразить свои эмоции, переживания. Для разрядки психического напряжения и получения возможной поддержки от читателей.
- Завести «электронную» память, которая может способствовать более детальному воспроизведению жизненных событий.
- Получить дополнительный инструмент связи со знакомыми людьми в случае, если живое общение по каким-то причинам невозможно/ограничено.
Благодарим всех, кто принял участие в нашем исследовании!