Автором статьи были проведены коррекционно – развивающие занятия по формированию коммуникативных навыков с подростками группы риска (подростки с ЗПР и условно одаренные подростки). Коррекционно – развивающая программа составлена, подготовлена и реализована на базе общеобразовательной школы № 190 и МЭЛ № 28. В материалах тренинговых занятий для подростков использованы тренинговые упражнения следующих авторов: А.И Захаров, С.А. Игумнов, А.Г.Герцов, Л.Ф. Анн, Н.И. Козлов. Проведенный цикл занятий в большом объеме включал в себя элементы консультирования и психологического просвещения, выраженного в знакомстве детей с эмоциональными состояниями, мимикой, основами доброжелательных взаимоотношений. Продолжительность занятия - 90 минут - два этапа по 40 минут с десятиминутным перерывом, продолжительность цикла – 10 занятий с подростками и 5 занятий с их родителями.Эмоционально – экспрессивный тренинг (ЭЭТ) направлен на разрешение внутри- и межличностных конфликтов у подростков группы риска, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной семье, на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащение арсенала общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание подростков и окружающих людей. В некоторых самоотчетах участники тренинга открыто указывают на проблемы в общении, и стремление найти выход из них. У подростков группы риска исследуемых групп мы видим много перекликающихся проблем в общении. И у подростков с ЗПР, и у условно одаренных подростков (лицеистов) возникают сложности в понимании одноклассников, с возможностью сказать: «Нет!», с принятием и выражением собственного гнева, с пониманием чувств других людей и возможностью выразить свои чувства без слов. И у тех, и у других участников коррекционного тренинга есть яркое желание общаться, причем много общаться со сверстниками, а особенно с противоположным полом. Полученная в ходе исследования информация показывает, что подростки с ЗПР имеют те же закономерности по проявлениям эмпатии, как и их нормально развивающиеся сверстники, но испытывают специфические затруднения в общении, при наличии острой потребности общаться, что свидетельствует о возникновении признаков социально-коммуникативной дезадаптации подростков с ЗПР. У условно одарённых подростков общение часто поверхностно, развитие эмпатии затрудняется из-за постоянного пребывания в ситуации конкуренции со сверстниками. Компенсаторно эмоциональность условно одаренных подростков проявляется в учебной деятельности. Потребность в общении выражена даже более, чем у подростков с ЗПР, что так же свидетельствует о признаках социально-коммуникативной дезадаптации.
Пуховые палантины наложным платежом
Групповые формы работы в системе эмоционально-экспрессивного тренинга способствуют развитию адаптивно-коммуникативных навыков, формированию адекватных форм экспрессивного взаимодействия и повышению общего уровня социальной компетентности. Предложенная коррекционно - развивающая программа, основанная на методах эмоционально-экспрессивного тренинга, обеспечивает повышение эффективности психокоррекции экспрессивной дезадаптации в подростковом возрасте. |
Проблема коммуникации со сверстниками глазами подростков
От автора: статья опубликована в сборнике НОУ НГПУ в 2005 году
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться