На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

Как бояться продуктивно?

 

http://www.dp.ru/images/article/2015/02/05/199689c8-40d6-4a77-82ca-1b75c5693098.jpg

 

От автора: Это первая моя статья, написанная на основе личного опыта в профессии.

Процесс работы со страхами иногда сложный, иногда интересный, главное в нем – конечный результат. Поставить страх себе на службу, «подружиться» с ним и использовать подсказки этой части своего подсознания, как раз и является целью подобной работы в рамках  гештальт-терапии.

Одна из техник работы со страхами в технике гештальт-терапии – техника «горячего стула» (или «пустого стула»), применяемая также в других направлениях психотерапии. Техника заключается в том, что если удалось найти страх клиента, с ним можно работать, установив два стула, друг напротив друга, усадив на один из них клиента, другой оставив пустым. Второй стул предназначен для той части личности клиента, которая именует себя его страхом. Клиент может поочередно пересаживаться со своего стула на пустой, если захочет говорить от лица своего страха или разговаривать с пустым стулом, передавая разговор от третьего лица.

Суть работы заключается в том, чтобы выяснить от чего ограждает человека его страх. То есть, настоящую потребность, которую человек хочет воплотить в реальность, но останавливает себя по каким-то причинам.

Как правило, такие страхи связаны с возможностью поменяться самому или изменить ту или иную сферу своей жизни. Бывает, что человек не знает, чего он хочет. Тогда разговор с собственным страхом может дать подсказку.

Эта техника применима при соблюдении нескольких условий:

- страх клиента должен быть для него переносимым.

Иногда люди не могут прямо посмотреть на свой  образ страха.

Некоторые клиенты ставят между собой и своим страхом воображаемую преграду, другие – закрывают глаза. Работа в этом случае дальше не продвигается.

- у клиента должно быть хорошо развита способность различать свои ощущения и чувства или хотя бы должно присутствовать воображение.

Мне пришлось столкнуться с тем, что воспроизвести зрительный образ, пофантазировать клиент не мог, а описывал все логическими фразами. На уровень чувств и эмоций вывести его на том сеансе не получилось. Кроме того, некоторые клиенты считают данную технику несерьезной, какой-то детской игрой, не по статусу и т.д.

 

Практичные и красивые оренбургские паутинки и палантины

 

- необходимо четко отграничивать страх от  других чувств, например, от стыда.

Отслеживая ощущения и чувства  клиента, можно понять, в конце концов, что его состояние это не страх, а стыд, который не дает открыть глаза в присутствии психотерапевта или  приблизиться к объекту страха, не фантазируя об осуждении со стороны наблюдающего человека.

Неплохо работает данная техника при работе со снами. Причем работа со снами не предполагает того, что в них должен обязательно присутствовать страх. Однако, поскольку тема этой статьи продуктивное использование именно наших страхов через техники психотерапии, приведу пример такой работы.

Однажды, в начале практики,  я попробовала работать  в этой технике со своим сном, в котором меня напугал один персонаж. Во сне я была приглашена на космическую станцию, где оказывалась психологическая помощь разным инопланетным существам. Мне настойчиво предлагали поработать с несколькими клиентами, которые сидели в отдельных боксах с окошком в виде иллюминатора. Я могла их видеть. Все существа показались мне довольно неприятными, но я в ужасе отшатнулась от третьего иллюминатора, когда увидела внутри огромного паука с меня ростом. Мне сказали, что это самый богатый клиент. Этот сон долго не давал мне покоя, пока я не узнала, что со страхом можно дружить.

Со стороны мой опыт мог показаться бредом шизофреника, однако кроме моих кошек дома никого не было, и я решилась поработать. Работа происходила примерно так.

Я поставила два стула, на один села сама, другой оставила пустым и попробовала представить себе свой страх из сна (паука). Минут пять мне просто было страшно поднять глаза на пустой стул напротив. Потом я подумала, что, наверное, это очень интересный опыт почувствовать себя таким существом из сна.

Я спросила его: «Зачем ты пугаешь меня?»

Затем пересела на другой стул и с удивлением обнаружила огромный прилив энергии. Расправила спину и руки пошли вверх. Я с вызовом посмотрела на воображаемую себя. В образе страшного существа у меня появилось спокойствие, насмешливая уверенность, и я от его имени заявила:  «Тебе только кажется, что я пугаю кого-то. Я просто вот такой».

После того, как я вернулась на свое место, у меня снова возникла неуверенность и пропала энергия. Я начала ныть, что мне страшно, я не могу даже смотреть на него, тем более, когда он выпендривается.

В образе паука я снова почувствовала уверенность и спортивную злость. Мне стало интересно, что этот человек меня всерьез опасается. Я засмеялась и сказала: «Ты меня боишься, значит поиграем».

Этот диалог продолжался минут 40. Было сложно отслеживать свои телесные ощущения в  обеих ролях. В итоге,  я все-таки, пришла к выяснению своей потребности в профессиональном признании.

Пример самостоятельной работы приведен исключительно, чтобы показать, как работает техника. Эта работа, безусловно,  должна проводиться в присутствии психотерапевта, так как сам человек не может отслеживать собственные реакции и одновременно интерпретировать их. Кроме того, возможны приступы панических атак у людей, склонных к ним.

Суспицына Ирина Юрьевна

наверх