На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

Интерстеллар. Поиски лучшей жизни или уход из жизни? Психологический анализ фильма.

 

Интерстеллар  Поиски лучшей жизни или уход из жизни Психологический анализ фильма

Этот фильм вызвал довольно противоречивые отклики – от восторженных до негативных. Кто-то увидел в нем большой, глубинный смысл, а кто-то наоборот – полную бессмыслицу. И именно поэтому особенно интересно проанализировать его с точки зрения психологии.  Во-первых, рассмотреть символы и образы этой картины – какое послание они несут?

Во-вторых, какие сценарии поведения используют главные герои, какой системой ценностей обладают и как это влияет на их поступки и выборы? В-третьих, о чем могут поведать культурные и социальные коды, отображенные в фильме?

Краткое содержание:

Недалёкое будущее. Концентрация азота в атмосфере необратимо растёт, что приводит к ухудшению климата и неминуемой гибели человечества. Фермер Купер, в прошлом пилот НАСА, ведёт хозяйство со своей семьёй в американской глубинке, страдая от неурожая и пыльных бурь. Исследуя вместе со своей дочерью знаки, которые подает невидимый призрак, он выходит на руководство НАСА и через какое-то время отправляется в экспедицию в поиске лучшего места для обитания землян, несмотря на сопротивление собственной дочери и болью расставания с детьми и планетой. Пока Купер находится в путешествии, его дети вырастают, взрослеют, стареют. Новое место для жизни так и не найдено, жить на Земле уже невозможно, но благодаря помощи отца, дочь находит способ создать несколько орбитальных станций вокруг разных планет, где в результате и оказывается наш фермер – космонавт. Последняя сцена – три минуты Купер общается с очень старой, дряхлеющей дочерью, посещает копию своего фермерского дома, а затем … садится на звездолет и улетает в поисках новой планеты.

Символическое содержание

Очень интересны центральные образы этого фильма.  (Центральными я называю образы, которые выделяются крупным планом, акцентируются на экране). Одно только их исследование может много рассказать о его символическом содержании, поэтому перечислю их в порядке возникновения, вместе с короткой интерпретацией:

  1. Книги – внешние источники информации, символизируют исходящие от другого идеи, правила, предписания о том, как можно жить, как нужно жить. Но они не могут дать ответ на вопрос: «Как я хочу жить?», так как он находится внутри человека.

2.Кукуруза – ресурс, источник пропитания и жизни

3. Падающий самолет – потеря управления своим пространством, крушение.

4. Песчаные бури – трудности и ограничения жизни.

5. Часы – своеобразный «костыль», благодаря которому человек может ориентироваться во времени. Будучи механизмом, символизирует матрицу, код, программу, опираясь на которую, человек отказывается от собственного, индивидуального, живого и неповторимого ритма и выбирает чуждый его организму ритм механический, монотонный.

6. Еда – источник ресурсов, жизни, ростаЭтот образ в фильме ярко проявляется только один раз – во время совместного ужина сестры в доме у своего брата – единственного человека, выбравшего не бежать от реальности, а взаимодействовать с ней и менять ее.

7. Телевизор – еще один «костыль», который вроде бы расширяет наше знание о мире, а на самом деле – может искажать его. По сути, это информация, которую мне передал кто-то другой, и я не могу знать в момент передачи, истинная она, или ложная.

8.Космическая станция – нахождение вне собственной жизни, своего мира.

9.Пустынные планеты – чужеродное, «не мое» пространство.

10.Искусственная орбитальная станция – то же, что и космическая станция. Временное прибежище, отсутствие дома и своего места.

Если рассматривать этот фильм как совокупность образов, можно сделать вывод, что он повествует о   попытках уйти от реалий собственной жизни, слепом следовании за чужеродными идеями, нежелании решать проблемы своей реальности.

 Сценарий поведения главных  героев

Даже простой пересказ сюжета позволяет увидеть катастрофический сценарий жизни главного героя – фермер, бывший летчик, живет со своей семьей, занимается выращиванием кукурузы. В какой-то момент, движимый идеями о спасении человечества, обещаниями со стороны других, он отказывается от жизни на Земле, в своем мире, со своими близкими и улетает искать жизнь на других планетах.

Он ничего не находит, но также теряет и тот мир, который пусть и был проблемным, тяжелым, но все же принадлежал ему. Жизнь на его ранчо окончательно затухает, дети стареют и умирают, все, что было у него на Земле, исчезает. Обретает ли он новое пристанище для себя? Нет.

 

 
metelica-online.ru  

Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

 

 
 
 

 

Доставляют ли ему удовольствие и счастье его путешествия? Нет, не доставляют. Все то время, пока он пребывает в межгалактических полетах, он страдает, мучается от воспоминаний и тоске по детям и прежней жизни. Все друзья в результате погибают, в финале он остается лишь с неживыми объектами – роботом, звездолетом и космосом, в который улетает, движимый надеждой всё-таки найти свое пристанище.

Дети также проводят свою жизнь без отца, и если старший сын создает ее, опираясь на реальность – у него появляется семья, свой ребенок, он трудится на собственной земле то младшая дочь выстраивает свое бытие, исходя не из реальных отношений с отцом, а из предположений о нем. В них он предстает то плохим, то хорошим, то предателем, то спасителем – и вокруг этого «фильма», который создан из ее фантазий и бесконечно крутится у нее в голове, выстраиваются все ее  действия.

По сути, она также, как и отец, создает свою жизнь, опираясь не на реальность, не на то, что есть у нее в действительности, что она может увидеть и почувствовать, а на миф. Результат – окончательная потеря дома, выброс в космос, на орбитальную станцию.

Культурные и социальные коды

Кстати, в этом свете встает интересный вопрос – а почему весь сюжет фильма построен не на поиске решения проблемы на Земле, а на поиске решения, как покинуть Землю и найти новые, более благоприятные условия?

Здесь можно вспомнить, как создавались Соединенные Штаты – люди, не сумевшие устроить свою жизнь у себя на родине, уезжали в поисках лучшей жизни в Северную Америку. Очевидно, до сих пор в коллективном бессознательном американцев присутствует идея о том, что «если вдруг что-то пойдет не так, мы всегда сможем уехать».

Но у этой идеи есть своя ужасная обратная сторона – пока человек думает, что решит свои проблемы путем ухода, перемещения – он остается вечным кочевником, потребителем и истребителем. Он может только истреблять и использовать, но не восстанавливать, беречь, культивировать. А зачем, если можно переместиться на новое место?

К сожалению, эта стратегия является проигрышной и ведет к выбросу из жизни, из мира. Ведь если мы, как клетка организма, начинаем уничтожать его, он мстит нам ответной реакцией. А если мы сильнее – тогда речь идет о раковых клетках и об окончательной смерти и клетки, и ореола ее обитания.

Кстати, еще один важный аспект фильма – в нем прекрасно показано, как «идея живет посредством человека».  При таком раскладе человек как будто уже не является по-настоящему живым   — он всего лишь биомасса, робот, загруженный определенной программой и реализующий ее.

И еще один вопрос – почему у одних людей он вызвал такой восторг и умиление, а другие совершенно не поняли его глубинного смысла?

Рискну предположить, что те, кто предпочитает в своей жизни опираться не на реальность собственного бытия, со всеми его сложностями и недочетами, а на фантазии, мечты, идеалы – скорее всего, воодушевятся этой историей. Они даже могут сказать что-то вроде: «Да нет же! Все не так! Он обязательно найдет! Кто ищет, тот всегда находит!»

Еще один мотив для умиления – трогательная история любви папы и дочки. Но и здесь, к сожалению, прокол. Ни дочь, ни отец, так и не сумели узнать друг друга. Единственная реальная попытка дочери понять отца заключалась в ее возвращении в реальный дом детства, в свои собственные чувства, воспоминания, предметы, книги. И только в этом месте она смогла хоть как-то приблизиться к нему.

И я согласна с теми, кто не увидел в этом фильме большого смысла – для реалистов его там действительно нет. Блуждать всю жизнь в поисках неизвестно чего? Отказаться ради этого от жизни собственной?  Стать исполнителем идей из серии «иди туда, там все будет», а не личных побуждений, желаний, стремлений, отказаться от воплощения и реализации пусть маленькой, пусть трудной, но своей жизни? Нет уж. Увольте :)

Гештальт-терапевт, Александра Алексеева.

 

наверх