Симон Ушаков – фигура в русской иконописи очень противоречивая и неоднозначная: его деятельность и искусство оцениваются диаметрально противоположно – от чрезвычайно высокой и восторженной до резко отрицательной. И то, и другое имеет основание в творчестве Симона Ушакова.
Двадцати двух лет молодой рисовальщик оказался в атмосфере Оружейного Приказа, в котором трудились не только русские мастера, но и западные, питавшиеся не столько от корней русской иконописной школы, сколько от источников западно-европейской культуры, основанной на совершенно иной ментальности и ином вероисповедании.
Попытка Симона Ушакова, длящаяся почти сорок лет, создать синтез того и другого и соединить несоединимое, обернулась для него личной трагедией. Уйдя от одной традиции, он так и не примкнул к другой; перестав быть иконописцем, европейским живописцем тоже не стал.
metelica-online.ru | Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.
| |
С точки зрения иконописи Симон Ушаков забил последний гвоздь в гроб традиционной древнерусской иконы, к тому времени и без него уже изрядно разжиженной фряжским письмом, питавшимся от западных образцов.
И хотя в своих теоретических трактатах, обращенных к любителям иконописи, он отстаивает традиционные ценности, ссылаясь на слова Отцов церкви и постановления Вселенского собора, на самом деле своими трудами он подрывает основу того, что так горячо и убежденно защищает.
Расхождение между словом и делом стало очевидным спустя несколько веков, когда открылись заново и были оценены по-настоящему шедевры древнерусской иконы. Это сделало понятным, каково истинное место Симона Ушакова в истории русской иконописной традиции.
Большинство серьезных иконоведов оценивает эту фигуру негативно, имея в виду его слишком сильное влияние на последующее развитие русского иконописного творчества в силу таланта и незаурядности. Если бы он был менее талантлив или если бы его искусство выделилось из церковного и стало светским окончательно, каковым оно и являлось на самом деле, это было бы нормальным.
Но поскольку он оставался в лоне Церкви, то его обмирщенная иконопись, получившая высшее царственное благословение, становилось эталоном для остальных, и задавала направление, в русле которого иконописное творчество в России развивалось, опускаясь все ниже и ниже в течение семнадцатого и всего восемнадцатого века.
Иконописные образы Симона Ушаковы влияли исподволь и на вкусы мирян, все более уклонявшиеся от православного понимания иконы к католическому и протестантскому. Иконы становились просто красивыми картинками, в которых эстетическое начало преобладало, заслоняя духовное и богословское. Читать далее