На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психология на деле

5 подписчиков

Живоподобие Симона Ушакова. Часть 1

simon-ushakov1
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный.

Симон Ушаков – фигура в русской иконописи очень противоречивая и неоднозначная: его деятельность и искусство оцениваются диаметрально противоположно – от чрезвычайно высокой и восторженной до резко отрицательной. И то, и другое имеет основание в творчестве Симона Ушакова.

Двадцати двух лет молодой рисовальщик оказался в атмосфере Оружейного Приказа, в котором трудились не только русские мастера, но и западные, питавшиеся не столько от корней русской иконописной школы, сколько от источников западно-европейской культуры, основанной на совершенно иной ментальности и ином вероисповедании.

Попытка Симона Ушакова, длящаяся почти сорок лет,  создать синтез того и другого и соединить несоединимое, обернулась для него личной трагедией. Уйдя от одной традиции, он так и не примкнул к другой; перестав быть иконописцем, европейским живописцем тоже не стал.

 

 

 
metelica-online.ru  

Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

 

 
 
 

С точки зрения иконописи  Симон Ушаков забил последний гвоздь в гроб традиционной древнерусской иконы, к тому времени и без него уже изрядно разжиженной фряжским письмом, питавшимся от западных образцов.

simon-ushakov3
Симон Ушаков. Ветхозаветная троица

И хотя в своих теоретических трактатах, обращенных к любителям иконописи, он отстаивает традиционные ценности, ссылаясь на слова Отцов церкви и постановления  Вселенского собора,  на самом деле своими трудами он подрывает основу того, что так горячо и убежденно защищает.

Расхождение между словом и делом стало очевидным спустя несколько веков, когда открылись заново и были оценены по-настоящему шедевры древнерусской иконы. Это сделало понятным, каково истинное место Симона Ушакова в истории русской иконописной традиции.

Большинство серьезных иконоведов оценивает эту фигуру негативно, имея в виду его слишком сильное влияние на последующее развитие русского иконописного творчества в силу таланта и незаурядности. Если бы он был менее талантлив или если бы его искусство выделилось из церковного и стало светским окончательно, каковым оно и являлось на самом деле, это было бы нормальным.

Но поскольку он оставался в лоне Церкви, то его обмирщенная иконопись, получившая высшее царственное благословение, становилось эталоном для остальных, и задавала направление, в русле которого иконописное творчество в России развивалось, опускаясь все ниже и ниже в течение  семнадцатого и всего восемнадцатого века.

simon-ushakov5
Симон Ушаков. Икона "Умиление"

Иконописные образы Симона Ушаковы влияли исподволь и на вкусы мирян, все более уклонявшиеся от православного понимания иконы к католическому и протестантскому. Иконы становились просто красивыми картинками, в которых эстетическое начало преобладало, заслоняя духовное и богословское. Читать далее

наверх